Современные городские агломерации уже давно не могут существовать без транспортной системы. Ее неотъемлемой частью являются системы паркингов для личного транспорта. В мире существуют разные подходы к решению транспортной проблемы. Зачастую эти решения лежат в сфере ограничения частного транспорта в пользу общественного. Однако, пусть даже это отчасти верно для центральных, исторических частей городов, активное использование личного транспорта становится еще большим в пригородах. В любом случае тенденция такова, что количество единиц личного транспорта в собственности населения растет, а следовательно, властям и собственникам крупных зданий общественного пользования нужно заботиться о его временном хранении.
Например, жилой дом, в котором проживает автор этой заметки, построен в одном из микрорайонов Москвы в 2005 году. В доме около 600 квартир. Проектирование прилегающей территории и самого дома, вероятно, было выполнено в 2002–2003 году. На прилегающей территории совсем не были предусмотрены парковочные места. В итоге в первые годы эксплуатации обилие машин уничтожило все прилегающие газоны, были заблокированы пешеходные тротуары. Знакомая многим картина, не правда ли? Только в последнее время благодаря обустройству программы «народный гараж», перепланировке территории района, установке ограждений и множеству дополнительных работ удалось справиться с обилием машин, направив их в парковочные места.
К чему этот пример? Еще совсем недавно парковкам не уделялось достаточно внимания, за что приходится потом расплачиваться и дважды, и трижды, и, к сожалению, бюджетными средствами тоже. Но мы видим, что ситуация начинает меняться буквально у нас на глазах.
Количество парковок и парковочных мест непрерывно растет. А значит, растет необходимость их расчета, проектирования и строительства, и как следствие, выбора средств освещения.
Освещение частного парковочного места, своего гаража — личное дело каждого. В этой заметке мы поговорим только об освещении общественных парковочных мест.
Итак, что общего между небольшой парковочной площадкой во дворе в микрорайоне (Рисунок 1), огромной парковкой перед торговым центром (ТЦ) (Рисунок 2) или многоэтажным крытым паркингом (Рисунок 3), с точки зрения их освещения?
Рисунок 1 г. Москва, ул. Лавочкина, светильник ЖКУ18-150-001 Филлипок
Рисунок 2 Ритейл-парк на Горьковском шоссе
Рисунок 3 Многоэтажная автостоянка
Прежде всего, освещение строго обязательно. В СП52.13330–2011 «Естественное и искусственное освещение», а также в ГОСТ Р 55706–2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» есть прямое указание о принципах освещения парковок, согласно которым, освещенность на них не должна быть меньше 10 лк.
Освещение крайне важно по ряду причин:
Во-первых, в местах скопления машин возможен криминал и вандализм. Магнитолы из машин уже практически не вырывают, но вот оставленная сумка или пакет могут стать поводом разбить стекло. Для эффективной борьбы с преступностью, и особенно это актуально для ТЦ и крытых или подземных паркингов, могут быть установлены видеокамеры. Для их успешной работы желателен уровень вертикальной освещенности не менее 5 лк (горизонтальной — 10 лк). Кроме того, давно известный факт, что само по себе наличие освещения резко снижает уровень уличной преступности.
Во-вторых, на общественных парковках осложнена схема движения, правила не являются едиными, машины могут одновременно двигаться и парковаться во всех направлениях, то же верно и для людей. Для безопасности в таких условиях освещение является необходимостью.
Наконец, в-третьих, освещение нужно просто для распознавания мелких деталей. Поставить сумки, найти ключи, наконец, на крупных парковках — увидеть надпись или отметку зоны или ряда на асфальте или столбе.
Мы разобрались с тем, что зачем нужно освещение парковок и с тем, каков должен быть его уровень. Остался вопрос, как его обеспечить. Несмотря на некоторые общие элементы, подходы отличаются для разных случаев.
Открытая парковка во дворе в микрорайоне. (Рисунок 5) Как правило, при проектировании микрорайонов предусматривается освещение всех проездов и территорий едином стиле. Однако в случае парковок могут быть и некоторые отличия.
Рисунок 5 г. Москва, м. Речной вокзал, GALAD Корвет ДКУ03-160-001
Например, оправдано применение складывающихся опор (Рисунок 6). Из-за скопления машин обслуживание светильника с помощью вышки может оказаться затруднительным. Складывающиеся опоры — сравнительно новая разработка. Сейчас идет массовое внедрение опор такого типа из-за удобства обслуживания в местах, где подъезд к опоре транспорта затруднен.
Рисунок 6 Несиловая складывающаяся опора П-ФГ
При выборе светильника для парковки в микрорайоне сегодня стоит обращать внимание на его дизайн. На современных объектах уже немного странно смотрятся светильники 90-х и 2000-х годов. Рекомендуется применения современных светодиодных светильников, например, таких: Рисунок 7.
Огороженная открытая стоянка. Рисунок 7. Автостоянки такого типа часто оборудуются в непосредственной близости от жилых кварталов. Как правило, это частные владения.
Рисунок 7 г. Пушкино, освещение открытой парковки, GALAD Волна 1 ДКУ 05-100-001
Для освещения таких стоянок характерна экономия денежных средств на установку любого типа опор. Опоры для светильников ставятся по периметру, чаще всего кустарные. Рекомендуется установка светильников с возможностью регулирования угла наклона. Рисунок 8
Рисунок 8 Орион ЖКУ20-100-001 с регулируемым углом наклона
Поскольку установка чаще всего будет строго по периметру, следует выбирать модификацию с широкой боковой кривой силы света (КСС) (Рисунок 9)
Рисунок 9 ЖКУ16-100-001Б Лидер и его КСС
Открытая парковка перед торговыми центрами или другими зданиями массового скопления людей (аэропорты, вокзалы и т.д.). Чем больше автомобилей и интенсивнее движение (даже на стоянке), тем внимательнее следует относиться к освещению. На парковках перед крупными торговыми центрами применяется два основных подхода. Первый подход — это большое количество консольных светильников на 6-8-метровых опорах, густо расположенных по всей площади. Это вынужденная мера — площади большие, тысячи квадратных метров, и освещением с периметра такую территорию не покрыть. Таких примеров довольно много — Рисунок 10, Рисунок 11.
Рисунок 10 г. Москва, освещение ТЦ, ЖКУ15-150-101Б
Рисунок 11 г. Казань, освещение автостоянки аэропорта, ЖКУ34-150-001 Альфа
Второй подход — применение на парковках высокомачтовых опор с мощными прожекторами заливающего света (Рисунок 12). Это позволяет существенно уменьшить количество элементов, сократить затраты на обслуживание осветительной установки. Не десятки невысоких опор, а одна большая. Такие решение сейчас внедряются примерно с одинаковой частотой, хотя раньше высокомачтовые опоры вовсе не применялись.
Рисунок 12 Мега «Белая Дача», ЖСУ22-250-001 Юпитер
Оба этих подхода объединяет внимательное отношение к выбору типа светильника для крупного паркинга. Дизайн и внешний вид, наряду с функциональностью, также имеют значение (Рисунок 13).
Рисунок 13 Освещение парковки около ТЦ Крокус, ЖКУ34-70-001 Альфа
Все чаще происходит внедрение светодиодных светильников, позволяющих снижать энергопотребление и затраты на обслуживание (Рисунок 14).
Рисунок 14 GALAD Эверест ДО02-100-001
Подземные и крытые наземные паркинги. Подход к освещению таких территорий существенно отличается от наружного освещения. Светильники крепятся на стенах и потолке, и, поскольку они находятся в зоне доступа людей, к ним предъявляются повышенные требования защиты от вандализма. Пример светильника для установки на потолке — Рисунок 15
Рисунок 15 ДВУ25-24×1,2–001 Рисунок 16 ДБУ02-40-002
В случае, если по каким-то причинам или особой конфигурации паркинга размещение светильников на потолках неудобно, существует специальные модели светильников для установки на стене (Рисунок 16). Такие светильники отлично подходят для освещения длинных протяженных проездов, а настенное расположение облегчает обслуживание и чистку светильника.
Следует обращать внимание также, что в многоуровневых паркингах обязательно требуется освещать не только зону парковки машин, но и пути движения людей. На лестничных площадках, переходах между этажами и других вспомогательных помещениях могут быть установлены светильники с датчиком присутствия человека, которые не расходуют электроэнергию в отсутствие людей и снижают таким образом эксплуатационные расходы на здание (Рисунок 17).
Рисунок 17 Купер ДБО64-6×2–002
Для того чтобы правильно рассчитать освещение парковки, можно воспользоваться специальными программами для расчета освещения. Для этой цели есть несколько профессиональных инструментов, особенно выделяются Light-in-Night (Рисунок 18) и Dialux (Рисунок 19).
Рисунок 18 Light-in-Night Road Рисунок 19 DIALux
Эти программы позволяют рассчитывать освещение в соответствии с нормативными требованиями. Light-in-Night проще в освоении и имеет встроенные российские нормы, Dialux позволяет учитывать больше тонкостей, таких, как цвет и материал поверхностей.
Подводя итог, отметим, что освещение паркингов, открытых или закрытых, является частью жилого пространства, частью обеспечения общественного комфорта и безопасности. Светотехнические решения также следует выбирать, помимо технической и экономической целесообразности, в соответствии с контекстом окружающей обстановки, прилегающих улиц. Красота должна быть не только у света, но и у создающих его светильников.