Интерес к венецианскому стеклу не ослабевает. Вещи с клеймом Мурано не только не выходят из моды, но и со временем растут в цене. Коллекционеры и знатоки изящного на крупных европейских аукционах регулярно пополняют свои собрания предметами из муранского стекла. Дизайнеры с мировым именем, приезжая на Мурано, стремятся воплотить в этом хрупком материале свои идеи. Мастерство тамошних стеклоделов наделяет их произведения высочайшей художественной ценностью и столь же высокой стоимостью.
История История венецианского стекла совсем не похожа на простодушную сказку о затейливом национальном промысле. Скорее это полная страстей драма, замешанная на единоборстве творческих самолюбий, на стремлении венецианцев, во что бы то ни стало добиться монополии в европейском стеклоделии.
С начала XIII в. стеклодувная промышленность Венеции развивалась чрезвычайно быстро. Торговцы завезли из Константинополя образцы восточного стекла, завладев тайнами ремесла, и уже вскоре венецианские стеклоделы не знали соперников ни в самой Италии, ни в Европе.
Власти города тщательно следили, чтобы секреты мастерства не проникли на пределы Венеции. Были изданы декреты, согласно которым запрещался вывоз из страны «сырых» материалов стеклоделия (материалов для приготовления стеклянной массы).
Мастерам и их семьям грозила тюрьма, и даже смерть за попытки покинуть Венецию. В отношении стекольщиков проводилась политика кнута и пряника. Им щедро раздавались награды, приписывали к привилегированным слоям общества. Мастер-стеклодел имел право выдать свою дочь замуж за самого богатого и родовитого венецианского вельможу, и такой брак считался равным. Но такие милости радовали далеко не каждого. Мастера убегали и основывали свои цеха..
Много стекольных мастерских появилось в городах Северной Италии — Падуе, Ферраре, Равенне, затем в Германии (Нюрнберге, Касселе, Кельне), во Франции (Невере). Это заставило правительство Венецианской республики еще более ужесточить политику в отношении стеклодувов. Преследования ужесточались после очередного технологического открытия, обеспечивающего венецианскому стеклу превосходство над продукцией конкурентов.
В 1291 году Большой Совет постановил вынести стеклоплавильные горны за черту города из-за высокой пожарной опасности. Так все стеклянные заводы «прописались» на маленьком острове Мурано, который лежал в двух километрах к северо-востоку от Венеции, в синей лагуне Адриатического моря.
Остров Мурано входил в состав Венецианской республики, но теперь стал как бы государством в государстве, особой республикой стеклодувов. Эта «стекольная республика» имела свой собственный свод законов, чеканила свою монету, управлялась своим Верховным советом и даже имела своего посла в Венеции. Производству стекла руководством Венеции был придан статус государственной монополии, а ремесленникам были дарованы права полноценных граждан Венеции, каковыми прочие островитяне не являлись.
В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе. Венецианские дожи подносили его в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Современников поражало, что из стекла — малоценного, в сущности, материала — муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.
Еще через сто лет слава венецианского стекла стала поистине мировой. Его приобретали повсюду как предмет роскоши — в буквальном смысле слова. Сосуды поражали своей невесомостью, а стеклянная масса — феноменальной чистотой и прозрачностью.
Идея, воплощенная в стекле Муранские стеклоделы смогли пережить немало исторических перипетий и экономических кризисов. Они сберегли большую часть старинных технологий, избежали и автоматизации производства в ходе промышленной революции. При этом современные стеклодувы широко используют и предметный дизайн, и авангардные формы.
Как и около всякого искусства, так и вокруг муранского стекла существует море ширпотреба, а часто вовсе не вполне умелой имитации или копирования. Понятие «murano glass» часто бывает искажено, и знакомство с ним происходит на уровне, далеком от искусства.
Наводнившие рынок дверные ручки, карнизы, плафоны «из муранского стекла» — не более чем ловкий коммерческий ход. Большинство этих вещей делается отнюдь не на Мурано. Но и «стекло, сделанное на Мурано» — это еще не муранское стекло, которое на самом деле предмет искусства, в котором заключен не только талант мастера, но и высокая идея, философия и стиль.
Настоящее murano glass — это только ручная работа. Стоимость его достаточно велика, но она оправдана высоким классом мастерства, трудоемкостью стеклодува. Все изделия изготавливаются методом выдувания; эта технология применима только к стеклу, и более ни к какому материалу.
Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другой — грушевидным утолщением для набирания стекла. Ее конец, нагретый на огне, окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынув трубку из печи, мастер сразу же начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном кубе образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух. При этом мастер держит всю массу на весу, каким бы тяжелым не было будущее изделие, и одновременно формирует его при помощи инструментов.
Таким способом изготавливаются и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подверглась усовершенствованиям.
Как утверждают знатоки ремесла, стекло — самый сложный в обработке материал. Формировать его можно только в расплавленном виде, и когда оно застывает, уже нельзя ничего существенно переделать. После формовки оно должно два дня остывать. Стеклодувы относятся к стеклу почти как к живому существу — настолько оно капризно, требует к себе внимательного отношения и знания, которое приходит лишь с опытом.
Так, окрашивание стекла достигается за счет введения в стекольную массу окисей цветных металлов, которые под влиянием высоких температур в печи меняют свой цвет. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, окись олова — молочный белый, примесь золота — рубиновый, кобальт — синий.
Никаких красок муранские стеклоделы не используют. Золотые и серебряные тона достигаются введением золотой и серебряной фольги. В муранское стекло не вводится добавок, как в хрусталь, оно всегда остается именно стеклом. Однако внешне материал доведен до уровня хрусталя — настолько он однороден, чист, прозрачен, и в этом один из его отличительных признаков. Бесцветное муранское стекло так и называется — «cristallo».
Безграничные пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности стекла позволяют дизайнеру с блеском реализовать самые смелые идеи. В этой области искусства существует множество интересных техник.
- Филигранная техника — введение в бесцветную стеклянную массу стеклянных нитей, чаще всего молочного цвета. Нити эти, обыкновенно спирально-скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. В процессе эти нити укладывают в металлическую форму вдоль стенок. Затем в эту форму вдувают комок прозрачного стекла, полоски пристают к нему. Комок окунают еще раз в жидкое стекло и уже после этого выдувают из него кувшин или бокал, внутри стенок которого оказывается сетка из стеклянных нитей. Как правило, в каждую клеточку помещается воздушная капля. Сетчатое стекло - своеобразная разновидность филигранной техники.
- Агатовое стекло состоит из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату.
- Авантюриновое стекло особенно красиво.
На отшлифованной поверхности желтовато-коричневого стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания. Эти точки получаются путем добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется.
- Мозаичное стекло — техника millefiori.
Берутся разноцветные стеклянные нити и спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой-либо симметричной фигуры. Затем стеклянный прут разрезается, как хлебный багет, и эти пластинки вводятся в стеклянную массу. Изделия из мозаичного стекла пестры и словно сотканы из звездочек или мелких цветочков.
- Кракелаж — эффектный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Техника «пулегозо» основана на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь.
До сих пор изготовление муранских шедевров осуществляется все теми же старинными способами, вручную от начала до конца. Возможно, потому так притягательны творения муранских мастеров, что в каждом предмете ощущается след их кропотливого труда, а в каждом пузырьке — воздух эпохи.
Автор: Вера Смирнова