Светотехнический портал SvetoZone.ru Информационный портал по светотехнической отрасли, представленной на российском рынке.
E-mail (Регистрация) Пароль (Забыли?)
На главную страницу
Информация

SvetoZone.ru Информация / Статьи по освещению и светодизайну

Проектирование торгового освещения

Безвозвратно и к счастью ушло время повсеместного дефицита, когда сам факт появления товара вызвал всеобщий ажиотаж и создавал немыслимые сейчас очереди. Тогда неважно было, где и в каком виде появлялся товар, достаточно было только его присутствие. Теперь наступили иные времена - когда покупка стала восприниматься как процесс или некий ритуал, сопряженный с вдумчивым неторопливым выбором, спокойным принятием решений, получением удовольствия от покупок.

Чем в более удобных условиях происходит процесс, тем более часто покупатель будет стремиться к покупкам именно в этом магазине, который обеспечивает комфорт и приятное времяпрепровождение каждому посетителю. Во всем многообразии потребительских товаров можно легко заблудиться, поэтому каждому магазину важно показать себя в наиболее выгодном, но правдивом свете, чтобы привлечь внимание покупателя именно к своему магазину, сделать его частым посетителем и заручиться его доверием и поддержкой. Для этого все в магазине должно быть на высоком уровне - и товары, и мебель, и обслуживание. Но самое главное - показать все это в ПРАВИЛЬНОМ СВЕТЕ. У специалистов компании LIVAL ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО СВЕТА - огромный опыт по проектированию торгового освещения, и мы готовы им поделиться.

Прежде всего важно понять специфику освещаемого товара и основную световую концепцию магазина, а также его формат. В крупных магазинах с широким ассортиментом и высокой проходимостью лучше сочетать общее освещение с направленным, придерживаясь средних норм освещенности. В небольших магазинах с ограниченным ассортиментом можно использовать только направленное освещение, при этом само помещение останется в полумраке, а товары будут ярко выделены светом. Российские нормативы допускают уровня освещенности в 300-400 лк для торговых помещений, в Европе - 600 лк. Наши специалисты рекомендуют придерживаться 500-600 лк для общего света, 1000-1500 лк - для освещения витрин.

Основные правила выбора источников света

  1. Продукцию теплых тонов нужно освещать теплыми лампами, холодных тонов - холодными. Цветность лампы напрямую зависит от цветовой температуры - чем выше цветовая температура (измеряется в Кельвинах), тем лампа более холодная. Существует такая градация цветности ламп:
    • 2500-2700 К - сверхтеплый белый свет;
    • 3000 К - теплый белый свет;
    • 4000-4200 К - естественный белый или белый свет;
    • более 5000 К - холодный белый (дневной) свет.
    Теплые лампы более универсальны, особенно в тех случаях, когда нет возможности разделить световые потоки по цветности.
  2. Продукцию, для которой значимы цветовые характеристики, нужно освещать лампами с наибольшим коэффициентом цветопередачи. Достоверность цветопередачи лампы показывает, насколько естественно выглядит окружающее пространство в свете этой лампы. Коэффициент цветопередачи - отношение цветов предметов при освещении их данным источником света к цветам этих же предметов, освещаемых источником света, принятым за эталон (чаще всего Солнцем), измеряется в Ra:
    • Ra 91...100 соответствует наивысшей цветопередаче,
    • Ra 81...91 - хорошая цветопередача,
    • Ra 51...80 - средняя цветопередача,
    • Ra менее 51 - слабая цветопередача.
    Для большей наглядности сравним различные типы ламп по этим 2 признакам.
    Тип
    лампы
    коэффициент цветопередачи (Ra) цветовая температура (Тцв)
    ГЛН 100 3100K
    МГЛ >80 3000K
    >90 4200K
    НЛВД >80 2500-2550K
    ЛЛ >60-90 2700-6500K
    КЛЛ >80 2700-4000K
  3. Важно соблюдать минимальное расстояние от светильников до предметов, периодически изменять их расположение во избежание нагрева и выгорания. Если экспозицию одежды не менять в течение долгого времени, то она выгорит даже при соблюдении дистанционных ограничений. Рекомендованная удаленность светильников от освещаемой поверхности: для ГЛН 50 Вт - не менее 0,5м, МГЛ 70 Вт - не менее 0,8м, МГЛ 150 Вт - не менее 1м.
  4. Света должно быть достаточно - ни больше, ни меньше, выбор ламп - оптимален. Завершающий аспект выбора источников света - их экономичность и эффективность, зависящие от световой отдачи и срока службы (индивидуальный для каждой лампы). Световая отдача - это отношение светового потока лампы к потребляемой ею мощности.
    Тип лампы Световая отдача, лм/Вт средний срок службы, ч.
    ЛН 10-14 500-1000
    ГЛН 14-25 2000-4000
    ЛЛ 50-90 12000-15000
    ДРЛ 40-60 4000-6000
    МГЛ 60-100 6000-15000
    НЛВД до 120 4000-12000
    Конечно, при моделировании осветительных систем нужно учитывать особенности интерьера, отделочных материалов, торгового оборудования. Например, для залов со сводчатыми или конструктивно сложными потолками рекомендуется устанавливать трековые системы, что значительно облегчает монтаж и дальнейшую эксплуатацию осветительного оборудования. В помещениях с большими окнами, которые пропускают много естественного света желательно учесть возможности диммирования (ослабления) уровня освещенности. Энергосберегающие характеристики ламп наиболее важны при использовании большого количества светильников и высокой мощности. В помещениях с низкими потолками лучше не устанавливать мощные металлогалогенные лампы, которые могут создать нежелательные пятна на полу, больше подойдут люминесцентные лампы и металлогалогенные небольшой мощности (до 35 Вт). При подборе непосредственно светильников необходимо принимать во внимание дизайн и светотехнические показатели: способы и удобство крепления, монтажа и последующей эксплуатации, расширенные возможности комплектации - отражатели различных углов для регулирования светового потока, дополнительные аксессуары и т.д.

Особенности освещения различных групп товаров

Одежда
Основными критериями при подборе освещения для магазина одежды является высокая цветопередача - способность света правильно передавать цвета. Использование здесь источников света с низкой цветопередачей может привести к искажению цветовой гаммы, которая имеет принципиальное значение: при дневном свете цвет товара будет отличаться от того, который был выбран, что в свою очередь может привести к недовольству покупателей и снижению популярности магазина. В качестве источников света рекомендуются традиционные галогенные лампы (цветопередача 100%) и усовершенствованные металлогалогенные и люминесцентные лампы с максимальным коэффициентом цветопередачи (от 80%).

Обувь
В обувных магазинах товары изготовлены преимущественно из кожи и замши темных тонов, чувствительных к тепловому нагреву и световому воздействию. Поэтому здесь надо учитывать расстояние от светильника до обуви во избежание нагрева, так как кожа под воздействием тепла ламп может деформироваться. С другой стороны, обувь активно поглощает свет, поэтому его непременно должно быть много. Важно равномерно залить всю площадь магазина и расставить световые акценты на приоритетный товар. Приемлемый уровень освещённости и для магазина одежды, и для магазина обуви должен составлять в среднем 800-1000 лк.

Меха
Представлять дорогостоящие натуральные меха покупателю - задача непростая, ведь нужно выделить все преимущества того или иного меха, его цветовых особенностей, подчеркнуть натуральный блеск шерсти. Для предотвращения выгорания вместо защитного стекла на светильнике нужно использовать светофильтры, поглощающие ультрафиолетовое излучение и полностью исключающее нагрев предметов. Лампы с такими светофильтрами идеальны также для освещения картин.

Детская одежда, игрушки
На детские товары распространяются вышеупомянутые принципы освещения, можно добавить, что в детских магазинах уровень освещенности должен быть не менее 800 лк. Один из важных моментов магазина игрушек - это создание атмосферы радости, что достигается высоким уровнем освещенности.

Косметика и парфюмерия
В этом отделе наиболее важен цвет, поэтому главный фактор при проектировании освещения - максимальная цветопередача. Идеальным решением для освещения зала с косметикой будут источники света с коэффициентом цветопередачи более 90% и цветовой температурой 3000-4200К.

Ювелирные магазины
Освещение ювелирных отделов - одна из самых сложных задач для специалистов. Надо помнить о том, что каждый камень от природы уникален, даже камни одной породы могут сильно отличаться друг от друга, поэтому к каждому нужен свой подход. Освещать ювелирные изделия очень сложно - нужно показать всю красоту формы и пронизывающего цвета, особенность огранки, создать для покупателя особую обстановку для восприятия. Ювелирные украшения часто бывают представлены на бархате, активно поглощающем свет, поэтому уровень освещенности должен быть достаточно высоким - от 800 лк. Как правило, общее освещение помещения комбинируется с направленным светом - светильники небольшой мощности устанавливаются непосредственно в витринах, часто их заменяют светодиодами или оптоволокном - для индивидуальной подсветки каждого изделия, но это трудоемко и дорого. Приветствуется разделение цветности ламп - теплые для желтого золота и самоцветов, холодные - для белого золота, платины, серебра. Наиболее эффективны галогенные лампы, причем недостаток холодного спектра компенсируется специальными холодными фильтрами для обычной теплой лампы.

Автосалоны
В автосалоне существует несколько зон, к освещению которых надо подойти по-разному. Главная зона - это демонстрационный зал, где выставлены автомобили и где покупатели проводят основную часть времени. Здесь надо учитывать не только специфику помещения, особенности дизайна и корпоративный стиль представленной марки, но также важно чтобы каждый автомобиль был хорошо виден покупателю: качество покрытия, окраска, шины. Следующая зона - офисное помещение. Здесь важным критерием является, не дизайн, а освещённость и зрительный комфорт. Также во многих автосалонах есть автосервис - он освещается в соответствии с нормами для промышленных помещений. Перед светотехниками стоит задача создать равномерный уровень освещённости, при этом избежать отблесков от множества глянцевых поверхностей. На автомобиле не должно быть много бликов, чтобы покупатель мог по достоинству оценить машину, но без игры света автомобиль может выглядеть плоско. Дизайнеру по свету нужно найти золотую середину и показать все достоинства представленной модели, её эксклюзивность и роскошь. Одним из вариантов решения снижения бликования в демонстрационном зале может стать использование отраженного света - светильники направляются не на предметы непосредственно, а на специальные зеркала с разными углами отражения. Правильная расстановка углов отражения даже без использования зеркал позволит достичь нужной освещенности без бликов. Во многом уровень и тип освещённости зависит от высоты помещения. В высоком помещении у светодизайнеров возможности практически не ограничены (чаще всего это отдельные здания). К тому же в таком здании много естественного света. Сложности вызывают здания, не приспособленные для автосалонов, в таких случаях архитектор и светодизайнер ищут пути решения совместно, учитывая структуру помещения. Минимальный уровень освещённости - около 600 лк (на капотах 1000 лк), подойдут металлогалогенные источники света с цветопередачей более 80 %.

Продукты
Продукты питания капризны и требуют бережного и внимательного отношения к себе. Особенно это касается скоропортящихся продуктов и напитков, подверженных тепловым воздействиям. Допускается подчеркивание и усиление желаемых качеств товара - сочности, свежести, яркости цвета, но применяемые спецэффекты не должны изменять внешний вид продуктов и не вводить покупателя в заблуждение.

Алкогольная продукция
Алкогольная продукция относится к тем товарам, которые не переносят высоких температур. При тепловом воздействии могут измениться цвет и вкусовые качества напитков. Чтобы избежать нагрева продукции, лучше всего использовать источники света с линейными или компактными люминесцентными лампами. В этом случае идеально подходят модульные системы, которые соединяются специальными стыками различных углов, что позволяет создать любую конструкцию из светильников по всему периметру и помогает равномерно осветить всю площадь отдела. Выбор люминесцентных ламп обусловлен тем, что металлогалогенные источники света при работе сильно нагреваются, повышая температуру внутри помещения, тогда как у люминесцентных светильников низкая тепловая отдача. Также люминесцентные лампы являются энергосберегающими.

Хлеб, кондитерские изделия, сыры
Для освещения хлебобулочной продукции и свежей выпечки рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой 2500-3000 К, дающих теплый золотистый свет.

Замороженные продукты, рыба на льду
В этом отделе особенно важно подчеркнуть холодную свежесть продуктов, неправильно выбранные источники света могут создать неприятные серые оттенки, из-за чего рыба может показаться протухшей или перемороженной. Рекомендуется использовать источники света с цветовой температурой 4200 - 6500 К с высокой цветопередачей (80% и выше). Если же на одной витрине выложена разделанная белая и красная рыба, то лучше использовать более универсальные теплые лампы (3000 К).

Мясные продукты
Для освещения свежего мяса идеально подходит натриевая лампа с цветовой температурой 2500 К. В цвете натриевой лампы мясо будет выглядеть как никогда свежим и сочным, но оно должно быть таковым в действительности, иначе покупатель может быть разочарован. Ведущими производителями разработаны специальные "мясные" лампы, в спектре которых преобладает красный цвет.

Фрукты и овощи
При подборе освещения для этого отдела надо учитывать несколько моментов. Во-первых, фрукты и овощи не переносят нагрева, при этом они быстро портятся, во-вторых, в отделе представлена насыщенная цветовая гамма, поэтому задача светодизайнера - угодить каждому фрукту и овощу в отдельности, показать его индивидуальность и сохранить его полезные качества как можно дольше. Лучше всего этот отдел освещать направленными прожекторами с металогалогенными лампами цветопередачей более 90% - тогда фрукты и цветы кажутся блестящими, свежими, здоровыми.

Источник: "Центр технического света"
Основное Каталог светотехники Сервисы