Ночь преображает города. Она скрывает и изъяны, и красоту городских пейзажей. Исчезают архитектурные изыски зданий, будь то изящная лепнина или величественные колонны. И уличные фонари здесь ни при чем. Речь идет о сравнительно недавно появившемся искусстве: архитектурной подсветке зданий.
Город зажигается
Ночь преображает города. Она скрывает и изъяны, и красоту городских пейзажей. Исчезают архитектурные изыски зданий, будь то изящная лепнина или величественные колонны. И уличные фонари здесь ни при чем. Речь идет о сравнительно недавно появившемся искусстве: архитектурной подсветке зданий.
В провинции, в частности в Орле, уже видны первые результаты работы лайт- архитекторов (от английского слова light (свет). И надо сказать, неизбалованным изысками горожанам подсвеченные здания (к примеру, Сбербанка и Пенсионного фонда) пришлись по вкусу.
Фирм, которые занимаются установкой подсветки, в Орле немного, а точнее, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Для некоторых из них подсветка - сопутствующий бизнес. Заказов немного, и выжить только благодаря этому направлению невозможно. Но лайт-архитекторы смотрят в будущее с оптимизмом. Они надеются, что это направление городского дизайна будет развиваться.
- Работать на полную мощность в Орле пока не представляется возможным, - говорит директор ООО «Планета Железяка» Виталий Смелков. - Основные заказы на данный момент - это подсветка зданий государственных ведомств и учреждений. На эту работу выделяются ограниченные средства. Поэтому приходится отказываться от многих задумок и останавливаться на простых и недорогих решениях. Заказов от частников вообще нет. Они мало знакомы с новой световой технологией и пока не решаются на столь яркий ход.
Однако некоторые тенденции развития светоиндустрии в Орле все же имеются, и, как уверяют специалисты, это только начало.
- Архитектурная подсветка в Орле медленно, но выходит на новый уровень, - уверен директор ООО «Фирма «Новое предложение» Сергей Ступин. - Если раньше нам поступали заказы на подсветки только государственных зданий или храмов, то сейчас мы работаем над масштабной подсветкой жилого многоэтажного дома. Он имеет своеобразную архитектуру и виден из многих точек города.
Вспышка в ночи
Самой первой в городе «загорелась» Смоленская церковь. Это было в 2001 году. Подсветка храма тогда представляла собой достаточно простое и недолговечное техническое решение.
- Уровень развития рынка световой продукции, который существует сейчас, шесть лет назад нам даже не снился, - вспоминает главный инженер ООО «Фирма «Новое предложение» Вячеслав Алпатов. - На подсветку Смоленской церкви выделили крайне мало денег - 40 тысяч рублей. Уложиться в эту сумму было практически невозможно. Для подсветки мы использовали галогенные лампы. Это обычные лампы, которые повсеместно используются в быту, но гораздо большей мощности. Тогда это было единственным вариантом светового решения. Лампы были в основном китайского производства. Они были плохого качества и очень капризными: любая перемена напряжения могла вывести их из строя. Менять их приходилось часто.
Дорогое качество
Современный рынок световой продукции очень разнообразен и быстро развивается. За прошедшие годы появились металлогалогенные прожекторы, самые разнообразные неоновые трубки, светодиоды. Лидерами среди производителей светотехники являются итальянские и германские фирмы. В России есть собственное производство, но пока отечественная продукция пользуется меньшим спросом.
Одним из главных требований к такому световому оборудованию является его надежность и высокое качество. Западные производители готовы дать гарантию на свою продукцию на несколько десятков лет. А качество - вещь дорогостоящая. Поэтому некоторые орловские клиенты, после того как узнают цену вопроса, откладывают свой световой проект в долгий ящик.
Установив дорогую технику, можно столкнуться и с другой проблемой. Несколько лет назад, когда лайт-дизайн делал в Орле первые шаги, дорогую итальянскую технику смогли оценить не только восхищенные жители Орла.
- Мы установили качественную итальянскую подсветку на памятнике Ленину в центре Орла, - рассказывает Сергей Ступин. - Мощные прожекторы были закреплены на небольшой высоте. Месяца через два их украли.
С тех пор Ильич «не горит».
Сколько стоит красота
Для подсветки зданий используются специальные лампы с низким энергопотреблением и высокой светоотдачей, что позволяет экономить на электроэнергии. Стоимость затраченной энергии на подсветку здания среднего размера составляет примерно 60 рублей за ночь. Годовая эксплуатация будет стоить около 25 тысяч рублей.
В Белгороде, в отличие от Орла, подсвечено 70% зданий. Там плату за электроэнергию взяли на себя городские власти.
Свет нового поколения
Новый шаг в своем развитии городской лайт-дизайн сделал, когда закончили реконструкцию Собора Михаила Архангела. В качестве источников света здесь были использованы светодиоды. Это принципиально новый источник света, который активно используют по всему миру. Свет, который дают светодиоды, считается самым насыщенным из всех источников света.
- Светодиоды потребляют очень мало электроэнергии, - рассказывает Виталий Смелков. - А срок их службы составляет 100 000 часов. Я думаю, что эти новые источники света вскоре повсеместно заменят традиционные.
В подсветке часовни (рядом с подвесным мостом) использована еще одна новинка - динамическое освещение. Цвета подсветки могут меняться с разной периодичностью.
- Настоятель храма хотел, чтобы в разные церковные праздники часовня светилась разным светом, - продолжает Виталий. - Демонстрационный режим можно сделать более динамичным, и тогда цвета будут меняться каждые 20-30 секунд.
Воплощение идеи
Разработка проекта подсветки начинается с фотосъемок здания с разных ракурсов. Это помогает высчитать углы визуального наблюдения.
Одним из главных условий является месторасположение здания. Объект обязательно должен находиться на улице, открытой для всеобщего обзора. В противном случае устанавливать подсветку просто бессмысленно.
Вторым требованием является наличие в строении каких-либо архитектурных форм. Это могут быть колонны, выступы, лепнина, ниши. Правильно установленный свет заставит играть детали, а здание сделает объемным.
Однако подсветку следует использовать только на зданиях, в исполнении которых не допущено строительных погрешностей. В противном случае свет, даже очень дорогой и качественный, только подчеркнет строительные изъяны.
Существует два основных вида архитектурной подсветки, которые часто комбинируют. Это заливка тонким лучом света и заливка больших площадей широким лучом. Тонкие лучи подчеркивают детали, а широкая заливка используется для подсветки больших поверхностей.
- Когда проект подсветки здания готов, настает время репетиции, - рассказывает Вячеслав Алпатов. - Это происходит около полуночи. Альпинисты забираются на здание. Дизайнеры по рации сообщают им место, где должны располагаться прожекторы. Прожекторы не устанавливают, а пока просто примеряют, - они находятся в руках у альпинистов. Репетиционную подсветку фотографируют для дальнейшего анализа.
В течение последующих нескольких недель при помощи автомобилей с вышками осуществляется монтаж приборов.