День города - праздник особый. К нему готовятся в течение всего года. Строители стараются приурочить к этой дате сдачу значимых для столицы объектов, а творческие коллективы архитекторов, художников, дизайнеров подолгу вынашивают идеи о том, как преподнести горожанам построенное во всем его великолепии. О том, чем порадуют москвичей профессионалы на этот раз, в канун дня рождения Перво-престольной, «Московской перспективе» рассказал заместитель председателя Мос-комархитектуры, он же главный художник Москвы Игорь ВОСКРЕСЕНСКИЙ.
- Действительно, нам есть чем порадовать в сентябре горожан. Причем это не один, не два, а целая серия интересных объектов и решений. И прежде всего, замечательный памятник архитектуры - Марфо-Мариинская обитель. Я всегда искренне восхищался гениальным творением Щусева. Этот ансамбль, построенный в начале прошлого века, воплотил лучшие исторические традиции русской архитектуры. Сегодня, когда завершилась комплексная реставрация обители, москвичи получили возможность увидеть ее во всей первозданной красе. Но мало отреставрировать отдельно стоящий памятник - тут же встал вопрос о приведении в порядок соседних с Марфо-Мариинской обителью территорий. Конечно, работать над дизайном такого объекта, заниматься его благоустройством с его ландшафтами, колористикой и подсветкой было особенно интересно и приятно. Собственно, это коллективная работа проектировщиков, строителей, архитекторов, дизайнеров, которая проводилась под пристальным вниманием городск их властей и в результате которой практически вся Большая Ордынка «зазвучала» по-ново-му, приобрела качественно иной архитектурно-художест-венный облик.
- Игорь Николаевич, что конкретно удалось сделать на Большой Ордынке?
- Наши специалисты прошли по всей улице, отметили состояние всех находящихся на ней 44 зданий, осмотрели тротуар, остановки общественного транспорта, деревья. И только после этого подготовили предложения по общему благоустройству территорий. За короткий срок были выпущены 44 колористических паспорта - это компьютерные схемы, дающие изображение зданий с точно подобранным цветовым решением. Их передали исполнителям, а сама работа была организована при содействии управ.
- Чем был продиктован выбор цветовых решений фасадов зданий этой части старого Замоскворечья - историческими традициями или чисто художественным видением?
- Нет, это не самовыражение художников, памятникам придали те колористические решения, которые наиболее адекватны эпохе их создания. Каждый исторический период связан с определенным цветом - это главное условие для работы с объектами наследия. При этом необходимо отслеживать, чтобы окружающие памятник дома и строения не «убивали» его своей активностью. Так, рядом с серебристой Марфо-Мариинской обителью совершенно невозможны оттенки красного, зеленого или какого-то иного активного цвета, иначе будет нарушена композиция. Здесь как в музыке: для достижения гармонии нужно прислушаться к солисту, все остальное - хор, оркестровка - второстепенно. В этой части Замоскворечья практически каждое здание само по себе интересно, каждое представляет определенную историческую ценность. Но поскольку в этом случае у них роль не солирующая, мы подобрали спокойные пастельные цветовые решения. Кроме того, убрали контрастные, активные по цветовой насыщенности рекламные конструкции и реализовали интересный проект по вечернему освещению и самой обители, и улицы в целом.
- Чем Вы руководствуетесь, когда разрабатываете вечернюю подсветку зданий и сооружений?
- Два месяца назад мы вынесли на суд общественного совета при мэре Москвы проект работы, которая так и называется «Концепция формирования светоцветовых решений по Москве». В ней предусмотрен целый ряд стратегических подходов к формированию колористического облика столицы, и она уже «работает» на всей территории города. Условно Москва поделена на некие цветовые зоны, и в каждой свои решения, но все они подчиняются единой городской программе. Эта работа велась силами многих коллективов, включая Институт физики света и Мосгорсвет. Специалисты выявляли архитектурные доминанты, узловые площади, которые необходимо было усилить, подчеркнуть определенными световыми решениями. А где-то, наоборот, избыток света убирали. Думаю, что получилось неплохо.
- Возвращаясь к наиболее интересным в колористическом отношении объектам, что еще бы Вы посоветовали москвичам посмотреть в эти праздничные дни?
- Совсем недавно я подводил итоги ежегодного фестиваля цветников. На этот раз у него есть своя особенность - он проходит под лозунгом Года семьи. В рамках этой работы мы благоустроили парк 50-летия Октября, который находится на пересечении проспекта Вернадского и улицы Удальцова. Теперь его по праву можно назвать Парком семьи.
- Какая основная идея заложена в оформление цветников? Известно, что первый такой фестиваль планировали делать по историческим гравюрам известного живописца Рауха, почти с фотографической точностью передававшим мельчайшие детали оформления цветников XVIII века…
- Самое простое - это взять исторический аналог и в точности скопировать его. Москвичи же сегодня, можно сказать, избалованы цветочным дизайном улиц, площадей и скверов. То есть требования к нему повышаются. Сейчас уже никого не устраивают просто цветники - они должны быть интересными по содержанию и нести определенный идеологический и духовный заряд. В данном случае таким зарядом стал лозунг Года семьи. Что же касается традиций XVIII-XIX веков, то они скорее уместны в исторических усадьбах - в Кузьминках, Кусково, Останкино. А современные объекты требуют и соответствующих технологий.
- Этим летом в Москве появился еще один парк - Покорителям космоса, который расположился рядом с Музеем космонавтики. Ходят слухи, что именно там в День города будет устроено феерическое световое шоу.
- Мы эту идею действительно прорабатываем, вопрос лишь в сроках ее реализации. Сам парк будет открыт к Дню города, но так как реставрационные работы в Музее космонавтики еще не закончены, то и обустройство комплексной подсветки территории придется сместить по времени. Но она обязательно будет, и будет грандиозной. Не хочу заранее раскрывать секреты, скажу лишь, что планируется не просто световая проекция в пространстве, а нечто объемное. Это будет целый комплекс мероприятий с применением новейшего светотехнического оборудования. Что же касается самого парка, то он, по мнению специалистов, станет местом притяжения горожан и народных гуляний, как Парк Победы или Манежная площадь.
- Складывается впечатление, что основная работа по дизайнерскому обрамлению улиц, площадей и скверов проводится лишь на самых значимых объектах города, причем в районах исторического центра и на примыкающих к ним территориях. Так ли это?
- Совершенно обманчивое впечатление. Большая работа проделана по благоустройству городских кладбищ. Это чрезвычайно важно, ведь отношение к памяти предков определяет культуру нации. Сейчас на Ваганьковском кладбище сделали современное мощение, заменили светильники. Принялись и за приведение в порядок бывших промзон. Например, улица Рябиновая и Троекуровский проезд, где был проведен целый комплекс мероприятий по благоустройству, включая создание цветников и обустройство вечерней подсветки. Есть интересные предложения по художественному обрамлению Ярославского шоссе. В рамках программы «Мой двор, мой подъезд» ежегодно приводим в порядок около 5 тысяч дворовых территорий. Причем нередко получается, что качество благоустройства во дворах на порядок выше, чем на внешней стороне улицы. Теперь нас трудно упрекнуть в том, что мы строим «потемкинские деревни».
- Наверное, у каждого художника есть мечта или какой-то проект, который годами вынашивается и, наверное, переосмысливается. Что бы Вы хотели сделать для города, появись такая эксклюзивная возможность?
- Мне бы хотелось сделать в Москве праздник света, яркое, феерическое шоу, которое бы подчеркнуло красоты Первопрестольной. Это не фантазия, такие праздники в Европе давно существуют. Во Франции, к примеру, законодателем моды на такие мероприятия, собирающие толпы туристов, является город Лион. Это действительно потрясающее зрелище, причем каждый такой праздник проходит под своим девизом. Хочется поспорить с французами, тем более что мы к этому готовы - есть у нас и замечательная архитектура, и интересные дизайнерские проекты, и новые технологии подсветки.
- Пойдут ли власти на такие расходы? Известно, что относительно недавно одна из московских светотехнических компаний предложила проект по праздничному освещению того же парка Покорителям космоса, который исчислялся десятками миллионов рублей за два часа светового представления. Именно поэтому мэр года Юрий Лужков его отклонил…
- На мой взгляд, правильно. Такие мероприятия могут быть самоокупаемыми. Ведь есть организации, заинтересованные в таком празднике - это фирмы, которые хотят представить свое оборудование. И нужно использовать их потенциал. Такой праздник сделает наш город доброжелательным и гостеприимным для многих тысяч туристов, привлечет внимание властей к тем территориям Москвы, которые нуждаются в преобразованиях, а может так случиться, что это станет и отправной точкой их развития.