Медиафасады и светодиоды - как облагородить фасады домов?
03 апреля 2009 г.
Просмотров: 1050
Поделиться:
В борьбе за внимание покупателей и арендаторов недвижимости все средства хороши. В том числе и архитектурная подсветка фасадов, стоимость создания которой подчас достигает $2000 за квадратный метр. Эти затраты помогут создать яркий и запоминающийся облик объекта, в кризисных условиях способный стать дополнительным конкурентным преимуществом.
Камень, стекло и металл - такие детали фасадов домов великолепно выглядят лишь при дневном свете. Но уже с наступлением сумерек оригинальность архитектурного решения растворяется в темноте. А ведь облик здания - одна из составных частей концепции и имиджа всего проекта в целом. Так что для большей части новостроек, как в жилом, так и в коммерческом секторе недвижимости, вечерняя и ночная подсветка просто жизненно необходима.
С помощью архитектурной подсветки можно сэкономить на замене морально устаревшего фасада, быстро и без существенных затрат изменить внешний облик здания. Более того, яркие огни сегодня помогают "продавать" торговые центры, жилые дома и офисные помещения. Но и это далеко не все. Световые спецэффекты на строящемся объекте позволяют дать потенциальным покупателям или арендаторам возможность представить силуэт будущего здания и заодно подтвердить факт, что на объекте ведутся активные работы.
Именно в силу этих причин девелоперы все чаще стали приглашать в проектные группы, занимающиеся созданием как жилой, так и коммерческой недвижимости, специалистов по светодизайну. Причем затраты на архитектурное освещение не слишком велики: в среднем в общей стоимости строительства на подсветку фасадов приходится всего 0,5-1% от общей сметы объекта. Применение сложных световых эффектов может поднять эти показатели, однако общая стоимость редко превышает $1000-2000 за кв. м.
Настоящее
Светодизайн - самое "молодое" понятие в архитектуре. По сути даже профессия светодизайнера появилась всего около 40 лет назад. От специалиста по светодизайну требуется быть профессионалом сразу в нескольких направлениях: он должен иметь знания в области архитектурного проектирования, а также разбираться в физике и уметь делать теоретические расчеты. Однако светодизайнерам при вычислениях подчас приходится пользоваться устаревшими расчетными характеристиками яркости объектов - некоторые нормы установились еще в 70-е годы, без учета рекламы и архитектурного освещения. Впрочем, к ним на помощь приходят компании -производители светотехники. Они создают программы, которые при введении исходных данных - назначения строения, площади, уровня естественного и искусственного освещения окружающей территории - помогают выбрать количество и мощность источников света.
Светодизайнеры в своей работе чаще всего используют три основных приема - заливающее освещение, а также локальную и скрытую подсветку зданий. Заливающее освещение применяется для подсветки крупных объектов (как правило, нежилых), здание или только его фасад освещается при помощи мощных прожекторов, расположенных на земле или на соседних объектах. Это самый простой и функциональный прием, не требующий выделения отдельных конструктивных деталей строения.
А вот локальная подсветка строений оставляет больше возможностей для художественных идей. В этом случае осветительные приборы "выхватывают" наиболее выразительные части фасада и подчеркивают конструктивные особенности сооружения. Локальное освещение создается при помощи систем прожекторов направленного света, расположенных прямо на фасаде здания.
Самый интересный вариант - скрытая подсветка. Это относительно новая технология, осветительные системы не заливают светом поверхность здания, а создают собственный световой рисунок, который может как подчеркивать архитектурный облик строения, так и создавать на нем декоративные композиции. Особенно удачные варианты получаются при комбинации разных видов освещения зданий и прилегающих территорий - например, подсветка ниш и деревьев.
Самое актуальное направление в архитектурной подсветке - применение светодиодных источников (их еще называют LED). Эти светильники имеют гораздо больший по сравнению с лампами накаливания срок жизни и потребляют в 20 раз меньше энергии. При использовании 40 дней в году по три часа в день срок жизни такой лампы составил бы 792 года. Эти приборы особенно хороши для создания световых эффектов, поскольку они отличаются широким спектром цветовой гаммы и высокой чистотой цвета. К тому же светодиоды весьма невелики, что позволяет создавать прожектора любых форм и размеров.
Еще один модный тренд в освещении зданий - использование медиафасадов, по сути мониторов, которые не закрывают собой строение днем, а работают только в сумерках и ночью. Они транслируют любую полноцветную картинку и чаще всего, конечно, используются для демонстрации рекламы. Но они также способны отображать конструктивные особенности существующего фасада и даже "рисовать" новый.
Будущее
Очень скоро принципы освещения зданий будут пересмотрены, уверяют нас ученые-футуристы и архитекторы. Их идеал - здание, которое самостоятельно вырабатывает энергию для освещения, используя природные источники, а также меняет цвет освещения в зависимости от температуры и времени ночи.
И похожие примеры уже существуют. Так, в 90-е годы была разработана концепция освещения здания для проведения встреч и конференций компании Verbundnetz Gas AG в Лейпциге. По проекту освещаемый фасад должен был реагировать на перемену внешних условий - например, на разницу температуры внутри и снаружи офиса. В зависимости от изменений условий игра света на фасаде начинала бы создавать разнообразные цветовые эффекты, начиная от бледно-розового, оранжевого и красного и до спектра оттенков голубого и синего цветов.
Можно применить любые технологии, главное - уменьшить объем "светового загрязнения" города, которое неизбежно создастся, если количество и качество наружного освещения никто не будет контролировать. В прошлом году Правительством Москвы была рассмотрена концепция так называемой единой светоцветовой среды города. Предполагается, что городское освещение будет "перенастроено" по территориальному признаку (исторические места, город в границах Третьего транспортного кольца и периферийные районы, включая МКАД), и для каждой территории будет разработан свой стиль. Собственное освещение получат даже промзоны. Однако задача эта весьма долгосрочная.