С 1 сeнтябpя в ЕС ввoдитcя запрeт для магазинов на закупку 100-ваттных ламп накаливания и матовых ламп. Распродавать имеющиеся запасы пока будет разрешено. Это первый практический шаг ЕС в рамках поэтапно реализуемой инициативы по полному изъятию из употребления ламп накаливания и переходу на энергосберегающие альтернативы. По оценкам European Voice, старые лампы в Европе полностью будут заменены к 2016 году, а самые распространенные из них — мощностью 40W и 25W — исчезнут из магазинов уже в 2012 году.
По пoдсчeтам Евркoмиccии, пoлный запрет на их использование позволит сократить потребление примерно на 40 тераватт-часов энергии в год, что равно суммарному годовому потреблению Румынии. Кроме того, утверждается, что среднее домохозяйство будет экономить 25–50 евро в год, даже с учетом более высокой стоимости новых ламп.
Магазины готовы к изменениям, но некоторые владельцы выражают опасения, что запасов энергосберегающих ламп может не хватить. «С этим могут возникнуть проблемы, но производители заверяют нас, что беспокоиться не стоит», — говорит Кристель Дэвидсон (Christel Davidson), советник по экологии панъевропейской ассоциации Eurocommerce, представляющей интересы розничного и оптового сектора.
Представитель германского производителя ламп Osram заявил, что постепенность в реализации планов упрощает для компаний задачу переориентации производства. Он согласился, что 100-ваттные лампы вывести из оборота легче всего, так как их не очень часто покупают из-за высокого потребления электроэнергии и меньшей эффективности.
Новые компактные люминесцентные лампы, по сравнению с традиционными, способны экономить до 80% энергопотребления. Кроме того, переход на энергосберегающие альтернативы будет способствовать и сокращению выбросов парниковых газов. На сегодняшний день, согласно оценкам, около 85% домохозяйств потребляют слишком много энергии.
Между тем, согласно опросу компании UFH, многим потребителям в Европе энергосберегающие лампы не нравятся. В частности, покупатели говорят, что они тусклые, искажают цвета, некрасиво смотрятся даже в современных люстрах. Остаются также опасения по поводу содержания в них ртути и связанных с этим проблем утилизации и риска для здоровья. Кроме того, могут быть какие-то ограничения по здоровью, например, повышенная чувствительность к свету, в силу которых некоторые покупатели используют только обычные лампы накаливания. Ассоциация защиты прав потребителей BEUC призывает ЕС обязательно предусмотреть для таких граждан возможность приобретать традиционные лампы, пока не появятся современные альтернативы.
Многие ритейлеры в Европе сообщают об ажиотажном спросе на лампы накаливания, некоторые покупатели берут по 50 штук и более. Продажи 100-ваттных ламп в магазинах Max Bahr в Гамбурге подскочили на 337%. В то же время представитель британской сети B&Q отмечает и рост спроса на энергосберегающие лампы, обещая при этом, что с сентября их ассортимент в сети будет увеличен вдвое.
Представители супермаркета Tesco в интервью BBC заявили, что их покупатели переходят на новую энергосберегающую продукцию благодаря акциям в магазинах.
Планы в сфере энергосберегающих технологий рассматриваются и в других странах. Как сообщал BFM.ru, в России с 2011 года могут запретить лампы мощностью более 100 Вт.
В США также принимают меры по стимулированию продаж экологичных товаров. Министерство энергетики готовит программу объемом 300 млн долларов, направленную на стимулирование продаж энергосберегающей бытовой техники. Как пишет Wall Street Journal, готовится «сиквел» инициативы cash for clunkers («деньги за развалюхи»), вызвавшей невиданный покупательский ажиотаж на автомобильном рынке. На сайте программы, CARS.gov, сообщается, что по итогам ее реализации с американских дорог удалось «убрать» 700 тысяч старых бензиновых автомобилей, взамен которых потребители с финансовой поддержкой государства приобрели новые экологичные модели.
Готовящаяся программа в сфере бытовой техники должна способствовать увеличению продаж энергосберегающих моделей, между тем, ввиду небольшого объема финансирования вряд ли это окажет существенную поддержку производителям, в том числе General Electric, Whirlpool, Electrolux.
В отличие от автомобильной схемы с централизованно прописанными параметрами, в данном случае размер финансового возмещения и включаемые в программу модели техники будут выбирать штаты самостоятельно, сообщает Wall Street Journal. Так, в Огайо могут выбрать одну модель стиральной машины и предусмотреть при ее покупке возмещение в размере 100 долларов, а в Калифорнии — другую модель и 125 долларов. Пока детали плана неясны. Возможно, представители штатов захотят расширить охват программы с включением самых разных категорий товаров — от тех же лампочек до компьютеров. Суммы компенсаций, как ожидается, будут варьировать в пределах от 50 до 200 долларов, точная информация должна появиться ближе к концу года.