Несколько осенних вечеров доставили выборжанам удовольствие неожиданным приобщением к искусству, которого наш город не видал раньше – художественной архитектурной подсветке.
Это искусство весьма популярно во всем мире и существует в различных формах. Осмотр зрелища зажигающейся над Парижем Эйфелевой башни, раскрывающей на своей вершине крылья лазерных лучей, - обязательная часть туристской программы, а Берлин (и так неплохо освещенный) в прошлом году для привлечения туристов организовал двухнедельный фестиваль света, отдав стены своих улиц мастерам инсталляций.
Поздним вечером 21 сентября ничего не подозревавшие прохожие наблюдали удивительную картину, превратившую вход в библиотеку Аалто в фантастический портал, а чуть позже рельефную подсветку скульптуры Лося.
Собравшиеся доставали фотоаппараты и стремились запечатлеть это волшебное зрелище. Самыми популярными вопросами, обращенными к тем, кто возился рядом с генератором и какими-то чудесными лампами, был: «Вы что, кино снимаете? Или это навсегда в Выборге останется?».
А парой недель раньше те же самые вопросы звучали в парке Монрепо и около бастиона Панцерлакс.
Это были не киносъемки, а эскизные проекты архитектурной подсветки.
Идея об украшении города светом давно носилась в воздухе. На общественных слушаниях, посвященных реконструкции трех выборгских площадей, говоря о возможностях хорошей подачи объектов, известный городской архитектор Виктор Дмитриев назвал подсветку бастиона Панцерлакс и стоящего на нем Центра искусств Ульберга наиболее легко решаемым и эффективным способом.
лучилось так, что директор питерской компании «РеКол» Сергей Черныш, яхтсмен, краевед и художник, частенько бывающий в Выборге, узнал о таком предложении и решил показать, как может выглядеть город, украшенный современным светом.
Следует отметить, что опыта в этом у Сергея достаточно – за три последних года его ребята реализовали проекты художественной подсветки Литейного, Тучкова, Благовещенского, Кантемировского и участвовали в проектировании подсветки Дворцового и Троицкого мостов в Санкт-Петербурге, выполнили проекты подсветки здания Военно-Морского музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Петербургского государственного университета кино и телевидения, Молодёжного театра, нескольких храмов, объектов городской скульптуры.
Тем, кто проезжал по центру Питера в вечернее время мимо указанных выше объектов, нет нужды рассказывать, как это выглядит.
Выборг, как оказалось, может выглядеть не хуже.
Как говорит Сергей Черныш, ему не интересно повторяться, каждый из проектов, осуществляемых его командой, уникален. В Выборге ему было приятно работать над камерными вещами – подсветкой Храма Нептуна и ворот в парке Монрепо, деревьев на центральной улице города, входа в библиотеку Аалто. Но, стараясь продемонстрировать возможности современного художественного освещения, светохудожники «РеКола» показали и то, как может выглядеть Крепостной мост и, разумеется, бастион и Центр искусств.
Во всех случаях, как могли убедиться очевидцы инсталляций, впечатление просто феерическое! Особенно интересным оказалось то, что это не статичное освещение с удачных точек, а меняющееся и трансформирующееся световое обрамление архитектурных объектов, которое, по словам Сергея, может быть подстроено под любой сезон года, любое время суток, даже под любое конкретное мероприятие, проходящее в самом объекте или поблизости от него.
И это настоящее искусство – каждый проект отражает семантику архитектуры, подчеркивая ее лучшие стороны, раскрывая новое видение зданий. Даже руины могут наполниться новым живописным содержанием, будучи правильно освещены (не могу не согласиться – живо представляю себе то, что осталось от Доминиканского собора, в верном освещении. Уверен, архитектурный памятник даже в нынешнем состоянии может стать привлекательным арт-объектом).
Вот как отозвался о проектах «РеКола» директор парка Монрепо, архитектор, Евгений Труфанов:
- Как специалист скажу – свет одно из важнейших направлений архитектурного дизайна. Идея освещения Храма Нептуна не только витала в воздухе, но и была реализована парком ранее. Правда, в других формах – в новогоднюю ночь мы осветили это здание большим количеством свечей. К сожалению, мы не можем сейчас себе позволить стационарную установку оборудования, которым пользовался в своей инсталляции «РеКол», но использовать его в каких-то разовых акциях очень хотелось бы. Проблемой постоянного использования такого освещения в парке является отсутствие энергетических сетей вблизи от тех объектов, которые мы могли бы демонстрировать таким способом. Генераторы, дающие энергию, шумят, нарушая тишину Монрепо. Возможно, стоит подумать об аккумуляторах…
На меня большое впечатление произвело световое решение подачи ворот парка, готика которых стала более зрелищной и объемной. Вообще жить в «черном» городе плохо. Правильный архитектурный свет может в корне изменить картину.
Говорят, что «отцам» города, бывшим главными зрителями световых инсталляций, украсивших Крепостной мост, Панцерлакс, Центр искусств, тоже понравилось. Хочется надеяться, что Выборг действительно сможет обрести новое и светлое лицо. И не только Выборг – как сказал Сергей Черныш, уже готов и практически опробован дизайн-проект подсветки кирхи в Приморске (Лютеранской церкви Марии Магдалины), построенной архитектором Йозефом Стенбеком.
Сожалея об утраченных витражах, Сергей сказал: «Мы хотим сделать первый шаг к оживлению воспоминаний о кирхе, как центру веры. Осветить ее, притянув к ней взгляды». Мне этот проект показался наиболее выразительным: для тех, кто хочет увидеть, как может выглядеть это архитектурное сооружение с моря, деликатно подсвеченное и как будто ставшее выше и величественней, можно взглянуть на этот удивительный проект на сайте разработчиков www.rekol.ru, где в ближайшие дни он будет размещен в разделе новостей.