Новые светильники появляются регулярно, но есть у них период особо активного размножения. Случается он раз в два года и связан с проведением выставки Euroluce.
Нынешний год как раз активный. Тысячи новых светильников со всей Европы были показаны в Милане в рамках апрельского мебельного салона. Те из них, что получили одобрение публики и заказчиков, были запущены в производство и даже частично уже добрались до московских салонов. Учитывая погодные условия, самое время обновить осветительный гардероб.
Главная новость последней Euroluce — в область освещения наконец-то пришел цвет. В мебели он господствует уже пару сезонов, но до света тенденции добираются с некоторым опозданием. Павильоны выставки радовали глаз: вспышки красного, нежные переливы деграде, точечные вкрапления всех цветов радуги, нервная пульсация флуоресцента. Казалось, что абсолютно у всех марок есть в коллекции что-нибудь цветное. Увы, реальность далеко не так радужна. При внимательном осмотре выяснялось, что самые яркие модели либо сделаны специально для выставки и в производство не поступят, либо принадлежат скромным производителям, еще не покорившим российский рынок. Но даже за вычетом всего этого доступного разноцветного света останется немало — куда больше, чем обычно.
Начали дизайнеры с беспроигрышного красного. Его в светильниках больше всего — в чистом виде или в сочетании с белым. Что неудивительно: красный и его оттенки всегда активно использовались в освещении. Вспомните хотя бы традиционные лампы с абажуром из ткани и бахромой (кстати, его интересно обыграла марка Flos в своей модели Teca: абажур заточили в стеклянный куб и превратили в настольную лампу). Свет от таких ламп получается теплый и уютный, как от заходящего солнца,— то, что надо для гостиной или столовой. Одна из самых эффектных моделей этого жанра — Face to Face испанской марки Almerich. Абажур ее образуется за счет склеивания маленьких полосочек красного фетра. Выглядит лампа немного неуклюже, как будто ее сделали дети на уроке труда, а тень от нее получается ажурная и загадочная.
Среди разноцветных светильников тоже встречается немало совпадений. Трудно поверить, что старейший производитель из Мурано Barovier & Toso и молодая шведская марка Zero совещались при создании своих ламп, однако цвета они выбрали совершенно одинаковые — изумрудно-голубой, оливково-золотой, темно-коричневый. И даже форма похожа: и RGB, и Manhattan состоят из шариков, только в одном случае они уверенно держат вертикальное положение, а во втором ниспадают, как нитка бус. Им вторят настольные лампы Lanterne Marine от Venini. Если составить их вместе, получим то же сочетание изумрудного и коричневого. Еще одна подозрительно похожая пара — Muse от Axo Light и Ufo от Studio Italia Design. Удивительно, что из всего разнообразия цветов дизайнеры всегда выбирают одни и те же. С другой стороны, если бы это было не так, чем бы заполнялись рубрики "Тенденции"?
Цвет не единственное украшение новых светильников. Дизайнеры используют самые разнообразные приемы, чтобы из осветительных приборов превратить их в декоративный элемент: необычное сочетание материалов, сложносочиненные формы, заимствование идей из фэшн, имитация привычных предметов и т. д. Скучных белых сфер, минималистичных ламп, больше подходящих для операционных и музеев, неуютных конструкций из стали — всего этого гораздо меньше. Светильники стали живее и эмоциональнее. Один из самых распространенных трендов — сходство с живой природой. Не в смысле игры в органику, которую мы наблюдали несколько лет назад — все эти сперматозоиды и прочие округлые уродцы,— а по-настоящему. Светильников в виде разнообразных растений, представленных более или менее реалистично, появилось в этом году великое множество. Хитом выставки стала серия Corallo марки Pallucco: торшеры, потолочные и настольные лампы в виде стилизованных пучков кораллов (хотя их запросто можно принять и за какую-нибудь колючку). Бесхитростно и очаровательно. Slamp произвел целую серию кактусов разных размеров, названную, соответственно, Cactus. Марка Zonca совместно с именитым французским декоратором Жаком Гарсией представила новую коллекцию Les Botanics — не просто скромную стилизацию из металла или пластика, а целый лес причудливых растений, полностью выдутый из стекла разных оттенков красного. Автор говорит, что хотел немного расцветить серые будни. Его охваченный пожаром ботанический сад можно упрекнуть в излишестве или даже китче, но уж никак не в унылости. Марка Tredicidesign решила не столько имитировать флору, сколько взять ее в соучастники. Подвесной светильник Flora состоит из металлического скелета и кашпо из муранского стекла, в которые можно посадить цветы. Ну а самую необычную лампу из этой серии мы уже печатали в рубрике "Дизайн" — Life 01 от Flos, стеклянная ваза, которая зажигается, когда в нее наливают воду и ставят цветок, и гаснет, когда он увядает.
Светильники, как вы видите, могут быть любыми — торшерами, бра, настольными лампами,— но более всего сейчас популярны потолочные. Еще недавно их прямой свет считался совершенно вышедшим из моды. Тенденции настаивали на превосходстве отраженного света напольных или настенных ламп, направленных в потолок. Он, дескать, и мягче, и практичнее. Возвращение потолочных ламп во всех их проявлениях, от сложных люстр с подвесками до скромных абажуров, объясняется возрождением домашних посиделок, продиктованным отчасти модой, отчасти экономической необходимостью. И тут уже хороший потолочный светильник, как бы объединяющий людей своим кругом света и отгораживающий от всего остального мира, становится главным действующим лицом.