МГУПС предлагает внедрить поворотный прожектор: применяемая сегодня конструкция прожектора морально устарела.
Все современные отечественные локомотивы оборудованы лобовым освещением, разработанным для паровозов ещё в конце 1940-х годов. Но ведь тогда скорость поездов была ниже, да и помех на путях было куда меньше.
Сегодня даже самый мощный прожектор электровоза освещает путь лишь на 150 м. Естественно, увидеть препятствие и затормозить скорый поезд на таком расстоянии невозможно.
К тому же при входе в кривые участки ось оптической системы прожектора сильно отклоняется от оси колеи, в результате резко уменьшается освещённость впереди лежащего пути. Поэтому для повышения безопасности движения подвижной состав необходимо оснастить эффективными и надёжными осветительными приборами и сигнализацией.
Как сообщил доцент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МГУПСа Валентин Балабин, ещё 20 лет назад здесь разработали конструкции механического и полуавтоматического поворотного прожектора. Совместно со специалистами
Коломенского завода механическое устройство установили на тепловоз ТЭП70, а полуавтоматическое – на электропоезд ЭР2. Опытные образцы прошли полный комплекс стендовых испытаний, показав высокую эффективность и надёжность. Но дальше образцов дело, увы, пока не пошло.
Современные светильники помогут повысить безопасность и в местах пересечения автомобильных и железных дорог. Сейчас треть аварий на переездах происходит из-за того, что водители автотранспорта не слышат звуковых сигналов, а движущийся с большой скоростью поезд не всегда удаётся вовремя увидеть. Решить эту проблему можно, применяя на подвижном составе так называемые проблесковые огни, которые давно нашли широкое применение на транспортных средствах многих аэродромов.
Кроме того, сотрудники кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МГУПСа создали полипрожекторные системы дальнего и ближнего света. Сейчас почти все поезда в столичном метрополитене уже оснащены подобными многофарными системами, что значительно расширило машинисту сектор обзора и повысило безопасность движения.