«Если бы мы смогли одновременно заменить во всем мире все устаревшие лампы, то ежегодно экономили бы 106 миллиардов евро», — уверен вице-президент и генеральный менеджер компании Philips «Световые решения» в России Владимир Габриелян.
В 2005 году был изобретен светодиод, излучающий белый свет. Этот эксперимент в области квантовой физики обернулся появлением принципиально нового источника света, который не только произведет революцию в области энергоэффективности, но и поможет защитить климат. Так, по оценке Международного энергетического агентства, на освещение уходит 19 процентов всего электричества. Внедрение светодиодов не только снизит потребление электроэнергии на 40 процентов, но и сократит выбросы углекислого газа в атмосферу более чем на пятьсот миллионов тонн. Европа уже вступила в эру энергосбережения, у нас же «путь к свету» только начинается. О том, когда в России избавятся от лампочки Ильича и что придет ей на смену, в интервью «Итогам» рассказал вице-президент и генеральный менеджер компании Philips «Световые решения» в России, Белоруссии, Украине, Турции, Закавказье и Центральной Азии Владимир Габриелян.
— Владимир Георгиевич, похоже, революция в области света докатилась и до России...
— Действительно, в нашей стране «культура света» только зарождается. Пока первое место в «модельном» ряду осветительных приборов занимают стоваттные лампы накаливания. Во многих странах к ним относятся как к анахронизму. Например, на Кубе их начали выводить из оборота в 2005 году, в Австралии — в 2008-м, а в Евросоюзе этот процесс стартовал в 2009 году. Дальше — больше. В Европе в 2012 году собираются полностью остановить продажу ламп накаливания, а с 2017-го — ввести запрет на применение всех газоразрядных ламп, причем ртутные и натриевые светильники будут объявлены вне закона еще раньше — в 2015 году.
— Чем же провинились привычные всем нам с детства лампочки?
— Они абсолютно неэффективны, потому что большая часть электроэнергии, которую они потребляют, переходит в тепло, а не в свет. Если бы мы смогли одновременно заменить во всем мире все устаревшие лампы, то ежегодно экономили бы 106 миллиардов евро. Кстати говоря, это позволило бы сократить выбросы в атмосферу 555 миллионов тонн углекислого газа, сберечь 2 тераватта электроэнергии или 1,5 миллиарда баррелей нефти.
— Впечатляет. А на что менять будем?
— Самым экономным на сегодняшний день источником света являются светодиоды. Пока они не достигли эффективной светоотдачи, которую имеют традиционные лампы, но год от года в области развития этого источника света происходят эволюционные изменения. Помимо технологического совершенствования мы ведем борьбу за снижение себестоимости. В этом году на рынок выйдет светодиодная лампа — аналог простой шестидесятиваттной. Она будет стоить 50 евро — цена, конечно, огромная. Но ведь светодиод будет работать около 25 тысяч часов и при этом потреблять на 80 процентов меньше электроэнергии. К 2012 году планируем снизить цену до 5 евро. Сегодня рынок ламп накаливания в России составляет порядка 600—700 миллионов ламп в год. А когда появятся светодиоды, срок жизни которых будет составлять 25 лет, то за три года одно предприятие сможет обеспечить страну лампами на долгие годы вперед.
— И что же — производство обычных ламп придется закрывать?
— Это серьезная проблема, потому что существующие на рынке лампы пришли к нам из светотехники, где производственный процесс строился по определенным принципам. А светодиоды — это продукт полупроводниковой индустрии. И здесь кардинальным образом меняется принцип производства. Закрывать глаза на это нельзя, потому что с каждым годом изделия из светодиодов будут все больше входить в нашу жизнь. Сегодня они занимают в общем обороте всего лишь 2—3 процента. Можно прогнозировать их продвижение по аналогии с компактно-люминесцентными лампами (КЛЛ). Десять лет назад емкость этого рынка составляла около миллиона штук, а сегодня их количество выросло до 50—60 миллионов. В следующем году мы прогнозируем рост КЛЛ до 120—150 миллионов. Так вот приблизительно такими же темпами будет развиваться и производство светодиодов.
— А кто их будет покупать? Как заставить человека купить лампу, которая стоит в десять раз дороже?
— Как правило, покупатель делает выбор в пользу дешевизны, но это не всегда дальновидно. Существует такое понятие, как общая стоимость владения. Это когда более высокая первоначальная стоимость ламп окупается длительным сроком службы и высокой энергоэффективностью. В погоне за низкой ценой потребитель рискует столкнуться с рядом проблем: с низкой цветопередачей или неравномерностью светового потока, более коротким сроком службы по сравнению с заявленным на упаковке. В России при переходе на энергоэффективные источники света нет четкого понимания, что это инвестиции, которые быстро окупаются. Если человек понимает, что стоваттная лампа накаливания работает тысячу часов в год и стоимость одного киловатта составляет около 2 рублей, то он начинает переводить энергию в рубли и думает, как сэкономить. В конечном итоге на протяжении цикла работы одной лампы семья может «заработать» несколько тысяч рублей. А если учесть, что в среднем семья использует около 15 точек освещения, то получается серьезная экономия.
— Это в масштабах семьи, а если говорить о мегаполисах?
— Я уверен, что со временем крупные города перейдут на энергоэкономичные источники света. Пилотные программы уже запущены в Тюмени и Казани. Там речь идет не только о плановой замене устаревших установок, которая составляет 3—5 процентов в год, а о масштабном переходе на новые световые решения. Еще раз повторюсь, речь идет о революции, на которую необходимы средства. По оценке наших специалистов, для Москвы с населением около 12 миллионов человек на энергоэффективные решения потребуются инвестиции в 6 миллиардов рублей. Вроде бы сумма большая, но, с другой стороны, на каждого жителя придется всего по 500 рублей. К тому же овчинка стоит выделки. В среднем инвестиции окупаются за срок от двух до пяти лет. Все зависит от того, какие технологии внедряют. Поменяли ртутную лампу — сэкономили 20 процентов электроэнергии. Поставили эффективный светильник или систему управления светом — еще 50—60 процентов. За 2—3 года первоначальные затраты на переоборудование окупятся, а потом станут приносить доходы. Мы участвуем в работе проекта, который позволит при переходе на энергосберегающие лампы продавать освободившиеся мощности на электронной бирже. Будь то предприятие, торговый центр, товарищество собственников жилья — есть сэкономленная энергия, получи за нее деньги. Пока эта биржа работает еще не очень активно, но будет развиваться. Для этого надо проработать весь механизм.
— Как можно ускорить процесс — ведь плановая замена устаревших светоприборов составляет от трех до пяти процентов в год?
— В этом вопросе не обойтись без вмешательства государства. Во многих странах правительства всячески стимулируют процесс перехода на энергоэффективные источники света. Например, в Америке сумма, которую предприниматель потратил на переоборудование производства или офиса, не облагается налогами. В некоторых странах под световые решения выдают кредиты с низкими процентными ставками. Само государство от этого только выигрывает — это позволяет ему стать конкурентоспособным на мировом рынке. Например, Дания, которая на сегодняшний день является пионером по снижению энергозатрат, за последние тридцать лет увеличила ВВП в два раза, при том что потребление электроэнергии выросло всего лишь на 5 процентов.
В Европе этот процесс тоже шел не так быстро и не сильно отличался от того, что сегодня происходит в России. Когда Евросоюз решил отменить стоваттные лампы накаливания, люди не бросились покупать компактно-люминесцентные источники, а пришли к более низким мощностям и стали приобретать галогенные лампы. Здесь надо учитывать, что в Европе тарифы на электроэнергию в пять раз выше, чем у нас, и, соответственно, люди умеют считать деньги. Россияне тоже дружат с математикой, да и тарифы у нас растут с космической скоростью, так что вряд ли в данном случае мы пойдем своим путем.