Необычные «лампы» называются SunMast и выпускаются датской компанией Scotia. Солнечными элементами покрывается вся поверхность столба. У его основания располагается инвертор, преобразующий постоянный ток в переменный, который «скармливается» общей энергосети.
Днём «Солнечные мачты» (доступные высоты: 8, 10 и 12 метров) исправно переправляют собираемую энергию в сеть, а ночью обращаются к ней за питанием.
Первые энергонезависимые уличные фонари в виде опыта появились на улицах Копенгагена в декабре 2009 года. Каждая копенгагенская восьмиметровая «лампа» выдаёт в общую сеть порядка 250 киловатт-часов в год. Номинальная выходная мощность солнечных ячеек такой мачты составляет 480 ватт, а у 12-метровой достигает 720 ватт.
По подсчётам создателей, такой подход позволяет ежегодно избавлять атмосферу от 140 килограммов углекислого газа. Разработчики подчёркивают, что фонарь рассчитан на работу даже в высоких широтах.
Этот подход выглядит более рациональным, чем создаваемые и апробируемые в разных странах в последние годы автономные уличные фонари с солнечными элементами и аккумуляторами. Последние не могут вырабатывать излишки электричества, а тратят всё на себя, и к тому же – довольно дороги не только из-за солнечных ячеек, но и из-за батарей.
Солнечные ячейки для SunMast, хорошо работающие в условиях высокой облачности и преобразующие свет, падающий под разными углами, поставляет немецкая фирма Q-cells. Она обещает, что и через 25 лет фотоэлектрические элементы обеспечат не менее 80% начальной мощности.
Кстати, датские фонари можно оборудовать любыми лампами. То есть, каким, в конце концов, будет освещение улиц, решает заказчик «Солнечных мачт».
Эти источники энергии уже тестируют в Великобритании. Пока необычные фонари установлены вдоль трассы M25, охватывающей Лондон кольцом.