Международный рынок светодиодного освещения стремительно развивается, но у каждого из национальных рынков есть свои особенности. Чтобы узнать о ключевых тенденциях на российском рынке светодиодов, мы взяли интервью у генерального директора компании «ТСН-Электро» Сычева Николая Ивановича.
Постоянный рост цен на энергоносители постепенно делает энергетику все более ресурсозатратной для национальных экономик. По мнению многих экспертов, вследствие внедрения светодиодов, мировая экономика сохранит около 2 трлн.долларов в течение ближайших 10 лет. В энергетических единицах экономия выразится в 18,3 ТВт/ч.
Международный рынок светодиодного освещения стремительно развивается, но у каждого из национальных рынков есть свои особенности. О тенденциях на российском рынке светодиодов рассказал генеральный директор компании «ТСН-электро» Сычев Николай Иванович.
Николай Иванович, как вы можете оценить рост рынка светодиодного освещения в России за последние несколько лет?
Я считаю, в России есть практически всё сырье, потребляемое светодиодной промышленностью, а также потенциал восполнить недостающее сырье в случае спроса на него. В рамках Федеральной целевой программы Роснауки с привлечением ведущих научных центров и производственных площадок России внедрены научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области светодиодной техники. Очевидно, что отрасль на месте не стоит.
На российском рынке уже есть примеры коммерчески успешных проектов по внедрению светодиодного освещения, которые были реально окупаемы за 1-1,5 года. Однако не стоит питать иллюзий. Для развития рынка необходим бум инвестиционной активности. Либо в России разрабатывается инвестиционная программа по широкому внедрению новой промышленной отрасли, либо мы оставляем уровень инвестиций на нынешнем уровне и отдаем внутренний рынок зарубежным поставщикам. К сожалению, а может и к счастью, третьего здесь не дано.
Что скажете о сложившихся конъюнктурных особенностях отечественного рынка?
В России, как и в Азии, дизайнерские разработки не ценятся. К сожалению, до сих пор основополагающим фактором при выборе светильника у потребителя остается цена. Причем, очень часто потребитель ради цены готов пожертвовать качеством. Производителям приходится отвечать требованиям рынка. С каждым годом появляется все больше производителей, старающихся быть в цене в ущерб качеству.
В чем сегодня основное препятствие в развитии рынка светодиодов в России?
Основная причина отставания нашей страны от ведущих производителей в том, что мировые лидеры достигают двойного синергетического эффекта, как в результате роста инвестиций в НИОКР (5—10% от прибыли), так и за счет роста промышленного производства, который резко снижает себестоимость продукции. К сожалению, для России пока такая ситуация не характерна, но тенденции к росту инвестиционной привлекательности и промышленной мощи безусловно прослеживаются.
Компания «ТСН-электро» занимает достаточно большую долю отечественного рынка, несмотря на все инфраструктурные недостатки отрасли в России. За счет чего вы добиваетесь преимущества над вашими конкурентами?
Мы, как российский производитель, смотрящий в будущее, стараемся найти компромисс между ценой и качеством. Все наши изделия производятся на импортных комплектующих: американские (Cree) и немецкие (Osram) светодиоды; рассеиватель немецкого производства. Корпус и электроника собственного производства. В производстве используются японские технологии. Вся продукция сертифицирована. Качество комплектующих позволяет нам давать широкий спектр гарантийных обязательств нашим клиентам.
Да, к слову о сертификатах. Совсем недавно, в апреле 2012 года компания "ТСН-электро" получила сертификат ISO 9001:2008, который подтверждает соответствие компании международным стандартам в области управления качеством.
Система менеджмента качества компании "ТСН-электро" была признана соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2008 применительно к производству низковольтного и высоковольтного оборудования до 110кВ, с проведением монтажных и пуско-наладочных работ; разработке, производству и внедрению светодиодных светильников "LEDEO".
А если говорить о международной ситуации, в чем отличия существующего предложения на европейских и азиатских рынках?
Ежегодно посещаю значимые светодиодные выставки в Европе и Азии, чтобы отслеживать тенденции развития светодиодного рынка этих регионов, да и мира в целом. Сравнивая и анализируя увиденное, могу сказать, что Россия, как и Европа сосредоточены на выпуске именно светодиодных светильников, а не лампочек. Азия наоборот производит широкую номенклатуру лампочек со светодиодным источником света. И на Российском рынке представлены лампочки именно Азиатского производства, причем подавляющая часть не самого лучшего качества, но, опять же, решающий фактор – цена.
Европейцы, изготавливая продукт, сосредоточены на качестве и на индивидуальности дизайна. Производитель делает продукт под потребности конкретного клиента, а не под требования рынка. Поэтому на выставки производители привозят не серийную продукцию, а изделия с индивидуальными дизайнерскими решениями. При этом качество продукции остается на высоте.
Азиатские производители, напротив, представляют серийную продукцию с незамысловатым дизайном. Как правило, это продукция промышленного или уличного назначения. Светильники для внутренних помещений тоже есть, но геометрия их конструкций проста.
Какой из национальных рынков вы считаете наиболее перспективным?
Если говорить о внедрении светодиодного освещения, то Китай, безусловно, на первом месте, обгоняя другие азиатские страны, Европу и Россию. Скорее всего, это связано с грандиозным развитием и масштабным строительством, которое сейчас происходит в этой стране. Во вновь возводимые объекты изначально устанавливаются светодиодные светильники.
Основные направления деятельности компании: проектирование и промышленный электромонтаж;
производство светодиодных светильников LEDEO;
производство низковольтного и высоковольтного электрооборудования;
комплексные поставки электротехнических товаров.