Сегодня Москву освещает более 350 тысяч уличных фонарей. Первые из них зажгли по указу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году. Но "светить всегда, светить везде" они тогда еще не могли - горели лишь в центре города и только по большим праздникам. Позже их стали использовать и в будни, но в лунные ночи фонари по-прежнему считались неоправданной роскошью. При луне фонари в столице стали зажигать лишь в начале ХХ века...
"Не надейся на фонари - лучше на звезды посмотри"
До высочайшего указа Анны Иоанновны на столичных улицах в вечернее и ночное время царила кромешная мгла. Москвичи для освещения своего пути в то время использовали факелы и домашние ручные фонари, внутри которых находился свечной огарок.
Уличные фонари, появившиеся в столице в XVIII веке, так же имели примитивное устройство.
"Внутри них устанавливалась плошка с конопляным маслом, куда опускался фитилек, - рассказывает директор музея "Огни Москвы" Наталья Потапова. - Сила света такого фонаря - одна-две свечи. Столичные жители в ту пору шутили, мол, не надейся на фонари - лучше на звезды посмотри".
Затем вместо конопляного масла пытались использовать масло лампадное, хлебный спирт. Эти безуспешные поиски нового, более легкого и дешевого горючего продолжались до тех пор, пока на мировых рынках в середине XIX века не появился керосин.
Зачем фонарщику коромысло
"Керосиновые фонари вытеснили масляные, которые, кстати сказать, прослужили Москве и москвичам более 130 лет. Теперь внутри фонаря находилась не плошка с маслом, а обычная керосиновая лампа", - поясняет Наталья Потапова.
Лампы заправляли керосином днем, но не на улице, а в специальных лавках. Поэтому фонарщики в те времена кроме лестницы всегда имели при себе тележку летом, а зимой - санки, либо коромысло.
Коромысло вообще подходило для всех времен года: на его крючья навешивались ящики, в которых и находились керосиновые лампы. Коромысло фонарщики вынуждены были носить до тех пор, пока не появились газовые фонари.
Газовый завод, три тысячи фонарей и коронация Александра III
"В 1865 году в Москве проводился конкурс на лучшее устройство уличного освещения. Его выиграла английская компания Букье и Гольдсмита, которая предложила вариант газового освещения, - рассказывает Наталья Потапова. - За три года предприимчивые англичане построили в столице газовый завод, установили три тысячи газовых фонарей. Однако потом выяснилось, что кампания по газовому освещению столицы оказалась невыгодной и для города, и для англичан".
Впрочем, эра уличного газового освещения и без того близилась концу.
В 1883 году в дни празднования в честь коронации Александра III впервые была освещена электрическими лампочками площадь вокруг Храма Христа Спасителя.
Это были дуговые лампы русского ученого Павла Яблочкова, или так называемые "свечи Яблочкова".
"Над дуговыми лампами ломали умы многие ученые, но Яблочков придумал самый простой вариант. Однако задолго до того, как его изобретение стали использовать на Родине, оно уже активно применялось и в Англии, и во Франции, и даже в Индии", - сказала Наталья Потапова.
В дни коронации Александра III в Москве состоялась и первая электрическая иллюминация на колокольне Ивана Великого.
"На колокольне установили три с половиной тысячи лампочек Эдисона. Лампочки Эдисона - это уже лампы накаливания. Стоит заметить, что и до Эдисона эти лампы уже существовали. Так наш соотечественник Александр Лодыгин, наряду с другими учеными работавший над усовершенствованием лампы накаливания, в 1872 году изобрел нитевую лампу с угольным стержнем", - рассказывает Наталья Потапова.
Через два года за это изобретение Александра Лодыгина удостоили Ломоносовской премии. Стоит заметить, что сам Лодыгин никогда не считал его гениальным. Всю жизнь он мечтал создать летательный аппарат и все остальные свои "мелкие научные достижения" расценивал лишь как возможность собрать деньги для воплощения высокой мечты.
Как фонарщики стали электромонтерами
Распространение электрического освещения в столице не было стремительным, мешали то Первая мировая война, то Гражданская.
Но именно в 20-е - первые суровые революционные годы - молодая Страна Советов взяла курс на повсеместную электрификацию. Был принят план ГОЭЛРО. И в начале 30-х электрические фонари полностью вытеснили на московских улицах газовые.
А перед началом Великой Отечественной войны в условиях совершенной секретности был изобретен пульт управления наружным освещением. Благодаря ему во многом изменилась деятельность электромонтеров - так в то время называли бывших фонарщиков.
"До войны электромонтеры проходили по улицам и два часа включали фонари и два часа выключали. Т.е вручную на небольших подстанциях переключали рубильники", - объясняет Наталья Потапова.
При единой системе управления, состоящей из центрального пульта и восьми районных, на это требовались считанные секунды. Но система создавалась отнюдь не для облегчения труда электромонтеров, а на случай войны - для мгновенной светомаскировки.
Этот центральный пульт управления наружным освещением, наряду с другими экспонатами, сегодня находится в музее "Огни Москвы". На него есть сертификат, выданный в Политехническом музее, который свидетельствует о том, что данное изобретение является памятником науки и техники первой категории.
Музей, в котором зажигают
Музею "Огни Москвы" уже более 30 лет. Первоначально он представлял собой выставку, открытие которой приурочили к 250-летию уличного освещения столицы. Занимался этим "Могорсвет". Этой организации в 1932 году было поручено световое оформление города. В ту пору, напомним, электрические фонари полностью заменили в Москве керосиновые и газовые.
Выставка пользовалась большой популярностью среди москвичей и гостей столицы и вскоре была преобразована в отдельный музей.
В нем представлены экспонаты, которые связаны с городским освещением - от лучины до энергосберегающих лампочек. От плана ГОЭЛРО до концепции архитектурно-художественного освещения города, которая, согласно плану, должна быть реализована до конца 2012 года.
Практически все фонари в музее находятся в рабочем состоянии. Во время экскурсий о них не только рассказывают - их еще непременно зажигают.