Более 2 триллионов долларов, 18,3 терраватт-часов и около миллиарда баррелей нефти. Сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу на 11 гигатонн, отказ от строительства и закрытие не менее 300 электростанций. Таковы реальные выгоды от использования светодиодных (LED) светильников лишь за первые 10 лет после их повсеместного внедрения. Однако распространению светодиодов сегодня вставляют палки в колеса. Кто и зачем? Какое будущее ждет светодиоды? В чем различия дешевых светильников от дорогих, и какой сертификат позволяет эти различия выявить? На эти вопросы отвечает директор по маркетингу крупнейшей российской компании по производству светодиодных светильников ООО «ФОКУС» Александр РОМАНОВСКИЙ.
Вашей компании в этом году исполнится 10 лет. Как развивается рынок светодиодов в России за это время?
Когда мы только начинали работу, компаний, производящих светильники на основе светоизлучающих диодов, в нашей стране еще не было. Мы стали пионерами в этой области, однако столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны иностранных брендов. Сейчас, мало-помалу, отечественные производители отвоевывают российский рынок и готовы предложить российским потребителям товар сопоставимый, а порой и значительно превосходящий по качеству иностранные аналоги. К примеру, в прошлом году мы запустили в производство новые светильники на основе нашей новой, инновационной технологии Liquid Optical Systems (LIQUOS). Она позволяет полностью исключить взаимодействие светодиодов с окружающей средой, что значительно улучшает их характеристики. Кроме того, в новых светильниках реализован более эффективный отвод тепла от светодиодов, благодаря чему в разы увеличивается их срок службы. В настоящий момент во всем мире нет светодиодных светильников по своим характеристикам хотя бы приближающимся к нашим.
Наверное, такое высокое качество сказывается на стоимости этих светильников… Выгодно ли их использовать на замену лампам накаливания, галогенным и люминесцентным лампам?
В целом, стоимость любого светодиодного светильника выше, чем стоимость аналогичного по освещенности источника света предыдущего поколения. К примеру, светильник нашего производства Армстронг, на базе японских светодиодов Nichia стоит почти в 5 раз дороже потолочного светильника с 4-мя короткими люминесцентными лампами. Уровень освещенность у них будет приблизительно одинаковым.
А в чем же выгода?
Ее очень просто найти. Мощность нашего светильника – всего 32 ватта, а мощность каждой из галогеновых ламп – 18 ватт. Если эти лампы будут работать по 10 часов в сутки, то расход электроэнергии для нашего светильника в месяц составит 9,6 КВт, а для люминесцентной лампы – 21,6 КВт, то есть почти в 2,3 раза больше. При средней стоимости киловатта в 4 руб. выгода лишь от одного светильника в год составляет порядка 600 рублей! На одной экономии электричества LED-светильник окупится за 4-5 лет.
Но, есть и еще один положительный аспект. Срок службы светодиодных светильников составляет порядка 50 тысяч часов непрерывного свечения! При 10-часовой работе в день, LED-светильник прослужит около 13 лет. У люминесцентных и галогеновых ламп — этот показатель значительно, на порядки скромнее – менять их нужно чуть ли не каждый год.
Выгодно. Экономно. Безопасно. И с пользой для экологии. Почему же эти светильники не распространяются повсеместно?
До недавнего времени развитию LED-технологий активно препятствовали компании, производящие лампы накаливания, галогеновые и люминесцентные светильники, а также гиганты нефтяной и газовой промышленности, заинтересованные в непрерывном возрастании энергопотребления и, как следствие, увеличении спроса на их продукцию.
Сегодня, во всем мире приходит понимание необходимости экономии энергии и топливных ресурсов. Этим и объясняется резкий скачок в развитии светодиодных технологий за последнее десятилетие. К нашему удивлению и гордости Россия одной из первых провозгласила переход на энергосберегающие технологии. Однако самый впечатляющий шаг на этом пути сделал в 2009 году Президент РФ Дмитрий Медведев, объявив энергоэффективность важнейшим приоритетом развития экономики. С этого момента у нашей компании открылось как бы второе дыхание…
Тогда и началось ваше сотрудничество с Газпромом?
Мы работаем с Газпромом уже много лет — наша компания стала первой, которая начала применять светодиодное освещение на объектах Газпрома. Первый светильник, который мы установили там — до сих пор исправно служит и несет людям свет.
С определенного времени, для работы с Газпромом стал необходим специальный сертификат соответствия и мы не так давно его получили. За оформлением ГАЗПРОМСЕРТ на объекты уличного освещения мы обратились в крупнейший орган по сертификации СЕРКОНС. И выгоды от получения этого сертификата не заставили себя ждать. Многие организации входящие в структуру Газпрома обращают внимание на его наличие или отсутствие. Дело в том, что у Газпрома сейчас очень много разных организаций-поставщиков, некоторые из которых, мягко говоря, не соответствуют требованиям Газпрома. Сертификат соответствия служит как бы своеобразным фильтром, отсекающим надежных поставщиков от недобросовестных.
А какую предварительную работу пришлось проделать, чтобы соответствовать требованиям ГАЗПРОМСЕРТа?
Предварительной работы для сертификации — особо не было, потому что наша продукция проходила испытания не только в российских лабораториях, таких как Росатом, Русгидро, но и в некоторых зарубежных. Мы соответствуем всем гостам и стандартам, поэтому проверка экспертами органа по сертификации СЕРКОНС прошла быстро, что называется без сучка, без задоринки. Самое главное, что все испытания проводились в специализированных лабораториях СЕРКОНСа, поэтому на интенсивности нашего производственного цикла процесс сертификации никак не сказался.
И что показали эти испытания?
То, что и были должны — что наши светодиодные светильники соответствуют всем высоким требованиям ГАЗПРОМСЕРТА. Оно и неудивительно, ведь светодиоды нам поставляют самого высокого качества. Мы стали единственной в мире компанией, которая заключила договор на поставку эксклюзивных светодиодов с японским производителем Nichia. Наша технология Liquid Optical Systems позволяет производить светильники с максимальным световым потоком, работающие беспрецедентно долго без какого-либо падения уровня освещенности. К примеру, на том же Газпроме, где уже более 5 лет работают наши лампы, освещенность упала не более чем на 5%.
Аналогичные светильники, даже на базе светодиодов европейских или американских производителей не показывают таких результатов. В них по-другому решены некоторые вопросы охлаждения, на иных принципах построен процесс рассеивания светового потока, да и качество самих светодиодов — зачастую уступает японским. К слову, каждая партия, поставляемая к нам, проходит контрольную проверку в нашей светотехнической лаборатории, что является дополнительной гарантией надежности и качества.