Эксперты ГК "Абакус Инжиниринг", в которую входит компания "Система света", приняли участие в обзоре рынка светотехнической продукции для наружного освещения.
На вопросы отвечают:
Марина Рогожина, руководитель отдела маркетинга
Александр Егоров, руководитель отдела развития
Какова специфика рынка оборудования для систем уличного освещения?
Марина Рогожина: Можно сказать, что специфика рынка уличного освещения определяется структурой заказов – основная часть крупных проектов приходится на государственные заказы, поэтому рынок сильно зависим от федеральных и региональных программ модернизации, развития и благоустройства, а также, в целом, от девелоперской активности в регионе. В текущей ситуации все компании, работающие в области наружного освещения, столкнулись с сокращением подобных программ, что приводит к снижению темпов роста.
С другой стороны, для организаций, которые обслуживают и частные компании, это возможность усилить компетенции в этом направлении, чтобы избежать рисков снижения оборотов. В этом сегменте решающую роль играет качество сформированного портфеля – как продуктов, так и услуг. Надёжные связи с дилерами и профессионализм на этапах проектирования и монтажа играют всё большую роль при выборе компании, расти исключительно за счёт ценового предложения уже не получится. Естественно, мы учитываем все эти факторы.
В сегменте коммерческого освещения также возможно оживление за счёт активности крупных компаний-ритейлов, таких как ТК «Лента», «Х5 Ритейл», «Магнит».
Кто является основным заказчиком данного оборудования и какую долю продаж он обеспечивает?
Александр Егоров: Основным заказчиком данного типа оборудования являются государственные структуры, на обслуживании которых находятся объекты уличного освещения - АВТОДРы, ГОРСВЕТы и муниципальные образования.
Кто еще заказывает оборудование для уличного освещения?
Александр Егоров: Также оборудование для уличного освещения могут заказывать и частные компании, но это ограничивается, как правило, закрытыми территориями, которые находятся в их собственности. Такие проекты менее масштабны, но при их реализации, зачастую, требуется иные, не менее важные компетенции, в области разработки дизайнерских решений освещения фасадов интерьеров и ландшафтных зон, например.
Какие производители являются основными поставщиками оборудования для систем уличного освещения в Петербурге? Какую долю они занимают?
Марина Рогожина: Рынок Петербурга не является в этой отрасли уникальным, на нём представлены, в основном, федеральные компании, работающие на всей территории страны. За крупные проекты борются 3-4 компании. Однако сказать, что рынок «поделен» окончательно нельзя – появляются и новые игроки, которые имеют шансы завоевать определённую долю. Но это, в основном компании с серьёзным административным ресурсом или те, кто уже наработал клиентскую базу в смежных отраслях и теперь выходит на рынок уличного освещения за счёт диверсификации.
Можно ли говорить об импортозамещении?
Александр Егоров: Импортозамещение идет активно на светотехническом рынке. На сегодняшний день российские производители предлагают большой ассортимент оборудования для уличного освещения. Не все позиции импортного оборудования, применяемого в уличном освещении, могут быть заменены российскими производителями, но это лишь дело времени.
На сколько активно сегодня идет переход на энергоэффективное оборудование в уличном освещении?
Марина Рогожина: Можно сказать, что текущий кризис только подстегнул курс на энергосбережение и повышение энергоэффективности. Расходы на освещение в общем объеме энергопотребления зданий различного назначения достигают 18%. Снизить этот показатель помогают энергосберегающие источники света и автоматическое управление системами освещения.
По экспертным прогнозам в 2016–2018 гг, на фоне мировой рецессии ожидается трехкратный рост светодиодного рынка, к концу этого периода в профессиональном освещении доля светодиодного может выйти на уровень более 70% от общего объема приобретаемых светильников.
Политику энергоэффетивности активно стимулирует государство – в Стратегии 2020 определён ряд конкретных целевых показателей в этой области. Так, планируется, что к 2020 году 99% всех уличных светильников должны быть энергоэффективными; доля энергоэффективных промышленных светильников должна вырасти до 73%, доля светодиодных и компактныхлюминесцентных ламп – до 83%; количество энергоэффективных светоточек в государственных учреждениях – с 91 млн штук в 2011 году до 171 млн; системы управления освещением должны быть установлены не менее чем в 25% госучреждений.
Что этому препятствует?
Марина Рогожина: Основным препятствием является стоимость энергоэффективного освещения (прежде всего, светодиодного оборудования). На фоне кризиса наблюдается даже некоторый возврат интереса к обычным лампам накаливания, которые всё ещё оказываются выгоднее по первичным затратам (при этом уступая светодиодным источникам в области снижения эксплуатационных затрат). Однако это вряд ли станет уверенной тенденцией, хотя бы в силу того, что себестоимость светодиодов снижается на 20-30% в год при постоянном росте их мощности.
Какие еще тенденции сегодня имеют место в уличном освещении?
Александр Егоров: На сегодняшний день активно обращается внимание, что уличное освещение должно быть не только функциональным, но и вписываться в архитектуру города. И многие производители стараются предложить не только функциональное оборудование, но и уделяют большое внимание внешнему эстетическому виду.
По вашим оценкам, на сколько вырос/упал и сколько составил объем рынка оборудования для уличного освещения в Петербурге в 2016 году?
Александр Егоров: В цифровом эквиваленте сложно дать такую оценку, так как экономический кризис повлиял и на эту сферу деятельности.
Какую динамику он покажет в 2017 году?
Александр Егоров: Мы надеемся на положительную динамику в следующем году. Реконструкции и обновления города идут активно, что не может не затронуть и уличное освещение.