Компания Philips совместно с голландским университетом Twente провела лонгитюдное исследование, в котором изучалось влияние освещения на процесс обучения в начальных классах общеобразовательных школ. Исследователи поставили целью выяснить, способны ли интенсивность и цвет благоприятно повлиять на концентрацию внимания, поведение, самочувствие и мотивацию учеников начальной школы.
Грамотно спроектированная система освещения оказывает благоприятное воздействие на концентрацию внимания и мотивацию учеников, а также на то, как они воспринимают среду обучения.
- Как показало исследование, концентрация внимания учеников начальных классов увеличилась, в среднем, на 18% после установки в классах системы освещения Philips SchoolVision.
- У школьников повысилась мотивация к учебе. Сразу после установки системы освещения дети стали выше оценивать свои условия обучения. По прошествии длительного времени после установки оценки продолжили оставаться высокими.
- В России в целях создания условий, способствующих большей успеваемости учеников, компания Philips реализовала программу «Здоровые школы – разумные решения», в рамках которой бесплатно оборудовала новыми световыми решениями одиннадцать школ и провела в них оздоровительно-образовательные семинары.
Во время открытия в амстердамской школе нового класса, оборудованного системой освещения Philips SchoolVision, группа экспертов представила заключение по двум исследованиям: полевому эксперименту и лабораторному исследованию, доказывающим, что освещение может благоприятно повлиять на концентрацию внимания, мотивацию, работу с учебными материалами и совместное обучение школьников.
Инновационная система освещения SchoolVision способна контролировать как силу света, так и цветовую температуру («теплый» и «холодный»). Система уже запрограммирована на различные режимы освещения, которые могут быть активированы одним нажатием кнопки, расположенной на пульте управления. Учителя могут выбирать режимы «Энергия», «Спокойствие», «Стандарт» и «Концентрация». «Энергия» соответствует свету яркого безоблачного летнего дня, в то время как «Спокойствие» равноценно мягкому вечернему солнечному свету.
Первое исследование, полевой эксперимент, было проведено в городе Уинтерле, где система освещения SchoolVision была установлена в двух классах начальной школы De Disselboom в ноябре 2009 года. В течение 9 месяцев, начиная с декабря 2009 и по сентябрь 2010, ученики выполняли тесты на концентрацию внимания и выставляли оценки в опросных листах. Исследователи проводили такие же тесты в Вельдховене, в школе de Rank, где не была установлена система освещения SchoolVision. В общей сложности, в исследовании приняли участие 98 учеников из четырех классов двух школ.
Во второй части исследования, проводимой экспериментальным путем в лабораторных условиях, система освещения SchoolVision компании Philips была установлена в искусственно созданном классе в университете Twente. Более ста учеников из восьми школ в районе Энсхеде приняли участие в исследовании путем прохождения тестов на концентрацию внимания и последующей оценки качества освещения. Лабораторное исследование дало возможность зафиксировать эффекты от различных световых сценариев в помещениях разного типа (в том числе, без окон).
Экспериментальное лабораторное исследование привело к следующим заключениям:
- Система освещения SchoolVision оказывает влияние на настроение детей: дети чувствуют себя более энергичными при таких режимах освещения, как «Спокойствие» и «Энергия», чем при включенном режиме «Концентрация».
- Система освещения SchoolVision оказывает воздействие на способность детей к совместному обучению: при установленном режиме «Спокойствие» дети быстрее справляются с такими заданиями, как решение головоломок, чем при режиме «Стандарт».
- SchoolVision оказывает влияние на коммуникацию внутри группы детей: при режиме «Энергия» дети общаются друг с другом на 95 % больше при решении головоломок, чем при установке режима «Стандарт».
Финальные результаты исследования были определены с помощью экспериментов в средней школе. Джейн ванн дер Хайден (Jane van der Heijden), директор начальной школы в Уинтерле, так прокомментировала полученные результаты: «В течение последнего учебного года наше первое впечатление подтвердилось: мы видим, что освещение оказывает благоприятное влияние на самочувствие детей. Они проявляют активный интерес к системе освещения. Кроме того, мы заметили, что освещение также благоприятно влияет на учителей».
Фонд Philips Learning Achievement Fund
На официальном открытии последнего класса, оборудованного системой School Vision, в начальной школе Mobiel в Амстердаме, компания Philips объявила о начале работы Фонда Philips Learning Achievement Fund, располагающим 20 миллионами евро на развитие образования в Голландии.
«Условия обучения в школах оказывают существенное влияние на самочувствие учеников и их способности, – говорит Франк ванн дер Влоед (Frank van der Vloed), генеральный менеджер, Philips Lighting Бенилюкс . – Некоторым детям обучение дается легко, другим же бывает тяжело сконцентрироваться. Одни дети спокойны от природы, другие – более активны. Для того чтобы создать наиболее подходящие условия для обучения, система SchoolVision помогает учителям влиять на настроение и уровень энергии учеников в течение дня. Таким образом, учителя имеют возможность вовлекать детей в процесс обучения, управлять настроением класса и быть уверенными в том, что каждый ребенок получает максимум от школьных уроков».
Благодаря деятельности фонда, Philips продвигает программу SchoolVision среди голландских школ. Каждая школа, которая установит эту систему освещения, получит грант в размере до 2,500 евро из Фонда Philips за достижения в области образования.
Проект Philips «Здоровые школы – разумные решения» в России
В 2009 и 2010 годах в России прошла оздоровительно-образовательная программа «Здоровые школы – разумные решения» (SimplyHealthy@Schools), разработанная экспертами Philips.
Цель программы – объяснить школьникам, как важно ответственно относиться к своему здоровью, качеству жизни и окружающей среде, природным ресурсам планеты,которые не бесконечны и нуждаются в рациональном использовании.
Первый этап программы прошел в 11 российских школах в Иваново, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Свердловской области и Краснодарском крае. В этих школах компания Philips оснастила классные комнаты современным светотехническим оборудованием, включающим источники общего освещения, подсветку рабочей доски и датчики освещенности, которые позволяют выбрать оптимальный световой режим в зависимости от уровня естественного освещения.
Также в рамках программы проводились внеклассные воспитательные семинары для школьников. В развлекательно-игровой форме эксперты рассказывали детям о важности таких полезных привычек в жизни человека, как регулярное проветривание учебных помещений, физическая зарядка, внимательное отношение к потреблению электроэнергии. В ходе занятий школьники 8-12 лет получали простые рекомендации, помогающие им самостоятельно добиться больших успехов в учебе и вне школы. Второй этап реализации программы запланирован на 2011 год.