|
Правильное освещение играет одну из наиболее главных ролей при оформлении любого магазина, но особенно это важно при освещении магазина одежды. Как известно, профессионально подобранный свет концентрирует внимание покупателя как на отдельных товарах, так и на магазине в целом, обеспечивая наиболее эффективные условия торговли. DENISE - совершенно новая для российского рынка сеть магазинов европейской одежды. Главным приоритетом для этой торговой марки всегда являлось соответствие европейским стандартам и высокое качество, поэтому и в подборе светотехнического оборудования качество стало главным критерием. В связи с этим, для разработки концепции освещения, подбора оборудования и расчёта осветительной установки, было принято решение пригласить одну из ведущих светотехнических компаний - «ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО СВЕТА».
Основным критерием при подборе светотехнического оборудования для магазинов одежды является правильная передача цветов и оттенков продаваемой продукции. Лампы с невысоким индексом цветопередачи приводят к искажению цветовой гаммы, которая имеет принципиальное значение. Важно не допустить цветовых различий одного и того же товара при естественном и искусственном освещении. Необходимо обратить внимание и на тепловыделение световых приборов, чтобы не допустить повреждения тканей, обеспечивая необходимые расстояния от светильников до витрины.
Магазин одежды DENISE располагается в отдельном двухэтажном здании. Для правильного проектирования и установки светотехнического оборудования учитываются два фактора: высота потолков и площадь торгового помещения. Первый этаж общей площадью 1547 м2 и высотой 4,85 м, второй- площадью 1404 м2 и высотой на 3,35 м. Т.к. высоты этажей разные, то и проектирование осветительных установок проводилось индивидуально для каждого этажа. Кроме того, в магазине такой большой площади целесообразно комбинировать общее и акцентирующее освещение, при этом немаловажно правильно расставить световые акценты.
Первый этаж. Отечественные нормы для данных помещений регламентируют освещенность зала не менее 300 лк, при этом регламентируется и цилиндрическая освещенность не менее 100 лк. По зарубежным данным общая освещенность, равная 300 лк, не достаточна и должна быть увеличена в 1,5 – 2 раза.
Из всех просчитанных вариантов для общего освещения первого этажа был выбран вариант, при котором используется подвесной светильник Optic (LIVAL) с металлогалогенной лампой (МГЛ) типа CDM мощностью 70 Вт, оптимальный для помещения с высоким потолком (4,85 м). Параметры лампы: цвет излучения - тепло-белый ( Тц = 3000 К), индекс цветопередачи - Ra - более 80. Малые размеры горелки позволяют создавать световые пучки высокой интенсивности. Ещё один плюс этой лампы - её малые энергопотребление ( Рл=70 Вт) и тепловыделение, что весьма важно при использовании большого числа светильников с разрядными лампами высокой интенсивности.
По задуманному дизайну колонны выполняют не только функции несущих конструкций, но и являются зонами примерки одежды. Зоны примерки всегда требуют высоких уровней освещенности, т.к. именно правильное освещение помогает покупателю сделать осознанный выбор в покупке товара. Высота навесной круглой конструкции на колоннах 3,85 м, в неё встроены светильники Super DL (LIVAL) с той же МГЛ. Лампа имеет стабильный цвет излучения, малое тепловыделение и защиту от УФ излучения. Все это повышает комфорт для покупателей и персонала в магазинах. Невысокое энергопотребление позволяет снизить эксплуатационные расходы, что немаловажно для предприятий торговли. Для такого большого помещения одного общего освещения недостаточно, нужен направленный свет - акцентирующее освещение, при помощи которого можно выделить отдельные предметы и сектора витрин, которые идут по периметру зала. Здесь максимально подходящий вариант освещения - выдвижной встраиваемый светильник - Mond DL (LIVAL) с МГЛ типа HCI мощностью 70 Вт, позволяющий направить свет на определённую группу товара. Благодаря хорошей световой отдаче, небольшому тепловому излучению и высокому индексу цветопередачи (Ra =95) лампы HCI идеально подходят для акцентирующего освещения. Большая интенсивность этих ламп позволяет использовать меньше светильников, что еще больше сокращает расходы на электроэнергию и монтаж, а также уменьшает тепловую нагрузку в помещении. На первом этаже находится отдел головных уборов из меха. Перед светотехниками стояла задача максимально залить светом этот отдел, при этом соблюдая температурный режим, так как мех чувствителен к теплу. Во избежание теплового нагрева и воздействия УФ излучения были установлены модульные системы 31 серии (HALLA) с энергосберегающими люминесцентными лампами, не имеющими излучение в УФ области спектра. В результате из всех проведенных расчетов ОУ был выбран вариант распределения освещенности по торговому залу первого этажа, показанный на рисунке.
Второй этаж. Высота второго этажа ниже первого на 1,5 метра и поэтому было принято решение для общего освещения использовать встраиваемые светильники.
Основным светильником для общего освещения стала модель 74 серии (HALLA) с МГЛ типа CDM мощностью 70 Вт. Использовать светильники только с МГЛ было бы невыгодно, ввиду их дороговизны и вероятности образования дискомфорта - «слепящего эффекта», из-за более низкого потолка, по сравнению с первым этажом. Поэтому дополнительно была использована модель Hony (LIVAL) с компактной люминисцентной лампой (КЛЛ). В результате смешения световых потоков МГЛ и КЛЛ общее освещение получается мягким и комфортным. В наиболее сложной зоне освещения (лестничный проём между этажами) установили светильник 21 серии (HALLA) с двумя и четырьмя галогенными лампами накаливания (ГЛН) типа Halospot. Рефлекторная лампа с узким углом излучения (до 4°) дает идеально направленный пучок, способный обеспечить акцентирующее освещение объектов даже в хорошо освещённом помещении. По задумке дизайнеров второй этаж сделали похожим на первый, чтобы соблюсти единство стиля. Для этой цели построили радиальные конструкции на колоннах со встраиваемыми светильниками Super DL (LIVAL). Окончательный вариант ОУ и распределение освещенности по торговому залу второго этажа представлен на рисунке.
Витрина. Освещение витрины является не только неотъемлемой частью интерьера любого магазина, но и эффективным средством привлечения клиентов. Правильно расставленные световые акценты в сочетании со стильным оформлением витрины играют значимую роль в увеличении посещаемости магазина. Для решения этой задачи светодизайнеры совместили два прожектора с разными источниками света: прожектор Glider Trend (LIVAL) с МГЛ типа HCI мощностью 70 Вт. Этот прожектор оснащён новейшим фацетным отражателем с углами отражения 12°, 24°, 44°, 60°; прожектор CB 500 с ГЛН типа Decostar Titan, которая имеет диффузный отражатель и УФ фильтр. Смонтированные осветительные установки первого и второго этажей, после их наладки соответствуют параметрам не только отечественным, но и зарубежным нормам. |